Welcome to Beatles Online!


Yellow Submarine - Одиссея ливерпульской четверки

Газета "Сегодня" #166,
31 Июля 2000 г.

В рамках ММКФ был показан анимационный полнометражный фильм "Желтая подводная лодка" Джорджа Даннинга

ДЛЯ ТЕХ, кто знаком с одноименным альбомом "Битлз", было сюрпризом увидеть не просто очередную "мультяшку", в которой звучат песни легендарной четверки, а киношедевр. В 1971 году "Желтая подводная лодка" заняла первое место на международном референдуме в Бухаресте, проведенном, чтобы определить лучшие на тот момент анимационные фильмы. После повторной экспертизы в 1984 году фильм переместился с первого на третье место, уступив "Сказке сказок" и канадской "Улице". Для фанатов ливерпульской четверки фестивальный просмотр фильма интересен уже из-за музыки "Битлз", переведенной недавно на "Долби серраунд".

В зале "Пушкинский" фильм, из уважения к материалу, демонстрировался с субтитрами, без закадровой озвучки. Анимация - гибкая техника. С ее помощью можно рассказать детскую сказку, а можно - притчу, рассчитанную на взрослую аудиторию. Режиссер "Желтой субмарины" Джордж Даннинг задумал историю из разряда "духовных путешествий", и воплотил ее в стиле, понятном самой широкой аудитории.

Фильм начинается с типичной для сказочного или мифологического странствия темы - духовной нищеты, отчаяния. Подлодка с усатым-бородатым капитаном на борту, попав в Лондон, следует за разочарованным Ринго Старром, заплутавшим в своих логических умопостроениях. Ринго не верит самому себе, его сердце - воздушный шарик, который вот-вот лопнет. Но тем не менее он собирает друзей и оправляется спасать далекую страну Пепперленд от неведомых существ.

В поисках друзей Ринго и капитан попадают в длинный коридор, где за каждой дверью оказываются миры чьего-то массового сознания и подсознания. Среди идолов массовой культуры они обнаруживают Леннона. Как и все они, Леннон, по выражению Ринго, "изображает сам себя". Здесь же и Харрисон - медитирует под звуки индийской музыки. Напыщенный и тщеславный Маккартни появляется под гул аплодисментов с букетом цветов. К моменту начала путешествия духовные силы персонажей истощены.

И вот все они собираются подлодке, в которой нет ни времени, ни пространства. По пути в Пепперленд персонажи будут на глазах стареть и молодеть. Более того, когда они попадают в холодное, основанное на торжестве "рацио", поле чистой науки, их головы становятся квадратными и хлопают ушами, как печными заслонками.

На пути "Битлз" встречается множество чудовищ, каждое из которых - метафора их проблем и переживаний. Но со всеми чудищами им удается справиться при помощи волшебной лодки, которая может превратиться во что угодно, в зависимости от свойств врага.

Во время странствия ливерпульская четверка приобретает новые знания, приучается действовать, отказываясь от привычных шаблонов: от них "Битлз" последовательно отучает желтая подводная лодка. Когда же они достигают цели своего пути - Пепперленда, жители которого превращены в плоских, обесцвеченных и неподвижных персонажей, музыка "Битлз" возрождает их. Пепперленд засверкал самыми яркими красками, на которые только был способен художник Хайнц Эйдельман. Кстати, в Пепперленде происходит и очень важная для четверки встреча с собственными двойниками. Их четверка тоже освобождает - из некоего шара, сквозь оболочку которого не слышно музыки. Таким образом, можно сказать, что в основе фильма - классический мотив духовного странствия, главная цель которого - пробуждение, встреча со своим истинным "я".

Диалоги в фильме своей лаконичностью напоминают дзэнские коаны - все откровения в нем поданы легко, так что они не отвлекают внимание зрителя от основной сюжетной линии. В конце фильма все подпевают "All Together Now", проникнувшись духом шестидесятых - времени "детей цветов", когда была в расцвете слава великолепной четверки.

ЕКАТЕРИНА КЛАДО


Назад