Газета "Сегодня"
#166,
31 Июля 2000 г.
В рамках ММКФ был показан анимационный полнометражный фильм "Желтая
подводная лодка" Джорджа Даннинга
ДЛЯ ТЕХ, кто знаком с одноименным альбомом "Битлз", было сюрпризом увидеть
не просто очередную "мультяшку", в которой звучат песни легендарной
четверки, а киношедевр. В 1971 году "Желтая подводная лодка" заняла первое
место на международном референдуме в Бухаресте, проведенном, чтобы
определить лучшие на тот момент анимационные фильмы. После повторной
экспертизы в 1984 году фильм переместился с первого на третье место,
уступив "Сказке сказок" и канадской "Улице". Для фанатов ливерпульской
четверки фестивальный просмотр фильма интересен уже из-за музыки "Битлз",
переведенной недавно на "Долби серраунд".
В зале "Пушкинский" фильм, из уважения к материалу, демонстрировался с
субтитрами, без закадровой озвучки. Анимация - гибкая техника. С ее
помощью можно рассказать детскую сказку, а можно - притчу, рассчитанную на
взрослую аудиторию. Режиссер "Желтой субмарины" Джордж Даннинг задумал
историю из разряда "духовных путешествий", и воплотил ее в стиле, понятном
самой широкой аудитории.
Фильм начинается с типичной для сказочного или мифологического странствия
темы - духовной нищеты, отчаяния. Подлодка с усатым-бородатым капитаном на
борту, попав в Лондон, следует за разочарованным Ринго Старром,
заплутавшим в своих логических умопостроениях. Ринго не верит самому себе,
его сердце - воздушный шарик, который вот-вот лопнет. Но тем не менее он
собирает друзей и оправляется спасать далекую страну Пепперленд от
неведомых существ.
В поисках друзей Ринго и капитан попадают в длинный коридор, где за каждой
дверью оказываются миры чьего-то массового сознания и подсознания. Среди
идолов массовой культуры они обнаруживают Леннона. Как и все они, Леннон,
по выражению Ринго, "изображает сам себя". Здесь же и Харрисон -
медитирует под звуки индийской музыки. Напыщенный и тщеславный Маккартни
появляется под гул аплодисментов с букетом цветов. К моменту начала
путешествия духовные силы персонажей истощены.
И вот все они собираются подлодке, в которой нет ни времени, ни
пространства. По пути в Пепперленд персонажи будут на глазах стареть и
молодеть. Более того, когда они попадают в холодное, основанное на
торжестве "рацио", поле чистой науки, их головы становятся квадратными и
хлопают ушами, как печными заслонками.
На пути "Битлз" встречается множество чудовищ, каждое из которых -
метафора их проблем и переживаний. Но со всеми чудищами им удается
справиться при помощи волшебной лодки, которая может превратиться во что
угодно, в зависимости от свойств врага.
Во время странствия ливерпульская четверка приобретает новые знания,
приучается действовать, отказываясь от привычных шаблонов: от них "Битлз"
последовательно отучает желтая подводная лодка. Когда же они достигают
цели своего пути - Пепперленда, жители которого превращены в плоских,
обесцвеченных и неподвижных персонажей, музыка "Битлз" возрождает их.
Пепперленд засверкал самыми яркими красками, на которые только был
способен художник Хайнц Эйдельман. Кстати, в Пепперленде происходит и
очень важная для четверки встреча с собственными двойниками. Их четверка
тоже освобождает - из некоего шара, сквозь оболочку которого не слышно
музыки. Таким образом, можно сказать, что в основе фильма - классический
мотив духовного странствия, главная цель которого - пробуждение, встреча
со своим истинным "я".
Диалоги в фильме своей лаконичностью напоминают дзэнские коаны - все
откровения в нем поданы легко, так что они не отвлекают внимание зрителя
от основной сюжетной линии. В конце фильма все подпевают "All Together Now",
проникнувшись духом шестидесятых - времени "детей цветов", когда была в
расцвете слава великолепной четверки.
ЕКАТЕРИНА КЛАДО |