Welcome to Beatles Online!


Джордж Харрисон - Brainwashed (рецензии)

В конце пути
Газета "Богатей", #1 от 16.01.2003
Автор: Кирилл ПАНФИЛОВ

В конце 2002 года вышел посмертный альбом Джорджа Харолда Харрисона "Brainwashed".

У человека, не слишком хорошо знакомого с жизнью и сольным творчеством битлов, альбом вряд ли оставит впечатление итогового произведения (впрочем, последний битловский альбом "Let It Be", который, как известно, к выходу подготовили не сами "Битлз", тоже не оставлял такого впечатления). Да, все 12 песен на альбоме очень типичны для творчества Харрисона, и в этом заслуга сопродюсеров — его сына Дани и друга Джеффа Линна, с которым Джордж сотрудничал еще в группе Travelling Wilburys (конец 80-х). По свидетельству битловедов, при записи песни "Free As a Bird" в середине девяностых от ленновского оригинала мало что осталось — не без участия Линна. Здесь же Харрисон предстает перед нами таким, каким мы его любим со времен битловской "While My Guitar Gently Weeps" с Белого альбома, и это чувствуется на протяжении всего диска. Хочется еще раз напомнить, что альбом посмертный, и Дани Харрисон с Линном собирали его буквально по кусочкам.

При всем этом "Brainwashed" выглядит очень целостным. Даже "Marwa Blues" без вокала в блюзовом исполнении не выглядит исключением. Несколько особняком по стилю, на мой взгляд, стоит 10-й трэк — "Between the Devil and the Deep Blue Sea", манерой исполнения напоминающий маккартниевскую "When I'm 64" раннебитловских времен. Чистый харрисоновский вокал (не знал бы — ни за что не сказал бы, что здесь ему под 60) сопровождается гитарами, фортепиано и немножко духовыми и оставляет очень светлое и почему-то ностальгическое впечатление.

Хочется обратить внимание на построение альбома. Может быть, у меня слегка предвзятое мнение, но первая моя ассоциация — с композицией последнего вышедшего диска Пола Маккартни "Driving Rain" (2001). Первый трэк у Харрисона "Any Road" так же экспансивно начинает альбом, как и первый трэк Маккартни — "Lonely Road". Последняя, хоть и типично харрисоновская, вещь на диске — заглавная "Brainwashed" — такая же неровная и рапсодийная, как и последняя у Маккартни — "Rinse the Raindrops ". Но если у Пола это скорее напоминает творческий поиск или — если напрячь воображение — служит символом его битловского и постбитловского творчества, то для Харрисона это, пожалуй, единственная "итоговая" вещь на альбоме (еще и потому, что в ней присутствуют индийские мотивы, которых нет в остальных трэках). Жизнеутверждающий драйв с бэквокальным рефреном "God, God, God" очень органично переходит в тихую мелодию в индийском стиле, на фоне которой звучат прозаические цитаты на английском языке, а затем кришнаит Джордж Харрисон читает молитву на санскрите. Заслуживает внимания и инструментальное оформление — Харрисон играет на всех возможных гитарах, включая такую экзотику, как гавайская укулеле.

И все же этот альбом (Харрисон сам начал готовить его незадолго до смерти) не был бы концом творческого пути, если бы не печальные обстоятельства — рак гортани, опухоль легкого, покушение, рак мозга, и все это — уже во второй половине девяностых... Пожалуй, наряду с "Cloud Nine" 1983 года, продюсированым тем же Линном, "Brainwashed" получился одним из самых удачных альбомов Джорджа Харрисона.

Джордж Харрисон: In Memoriam
Интернет сайт http://www.kub.kz/
Автор: Мурат Лаумулин
30.11.2002

30 ноября исполняется год как нас покинул самый загадочный из «Битлз» – соло-гитарист самой великой группы ХХ века Джордж Харрисон.

«КонтиненТ» уже не раз писал об этом выдающемся и неординарном музыканте. Повод для этой заметки подала не только траурная годовщина, но и более радостное событие – 19 ноября вышел последний (посмертный) альбом экс-битла – Brainwashed («Промытые мозги»).

В основу нового альбома были положены записи, сделанные Харрисоном еще при жизни. При этом они практически не потребовали какой-либо особой доработки или специальных эффектов, как это было во время работы с посмертными ленноновскими песнями для «Антологии» «Битлз». Тогда Джордж своей гитарой придал песням Джона поистине битловское звучание. Теперь пришел черед другим вдохнуть жизнь в осиротевшие катушки на студии Джорджа Dark Horse. Эти «другие» были его сын Дхани и старый друг Джорджа Джеф Линн (из знаменитого прежде ансамбля Electric Light Orchestra, а также два ветерана-ударника Джим Кельтнер и Рей Купер, прежде также сотрудничавшие не раз с битлами и отдельно с Харрисоном. Одновременно с альбомом был выпущен в свет сингл Stuck Inside A Cloud, который сразу же вырвался вперед на хит-парадах, и это неудивительно. Не каждый день меломанов радуют ожившими голосами битлов.

Новый альбом вышел всего несколько дней назад, и результаты его вторжения на рынок пока еще неизвестны, но можно уверенно сказать, что интерес к нему должен быть велик. Альбом включает в себя 11 оригинальных харрисоновских композиций и старую рок-классическую балладу «Между дьяволом и глубоким синим морем». Для аранжировки этой милой попсовой вещицы были приглашены музыканты, помогавшие Джорджу в 1982 году с его «облегченным» альбомом Gone Troppo. Они придали этой песне «тропическое» звучание в стиле регги.

Но привлекает внимание прежде всего заглавная песня альбома – Brainwashed. Это настоящее посвящение Джорджу Харрисону – музыканту, познакомившему Англию с индийской музыкой и привившему целому поколению любовь к ней. В записи этой философской композиции принимали участие соратники индийского учителя Джорджа – блистательного Рави Шанкара. Когда вновь слышится звучание ситара, сопровождаемое несколько монотонным, но тем не менее мелодичным пением Джорджа, возникает ощущение, что Харрисон с его мудрым взглядом по-прежнему жив и скоро даст ответ на все наши вопросы философского бытия. Главная особенность этого альбома, как и всех великих произведений «Битлз», – это ощущение жизни, сопричастности, реальности происходящего. Возможно, поэтому они и великие.

Философское начало несут такие композиции альбома, как Looking For My Life, Marwa Blues, Run So Far. Несмотря на то, что Харрисон работал над этим материалом уже будучи смертельно больным, большинство песен пронизано радостным ощущением жизни и красотой бытия. Это такие композиции, как Any Road, Vatican Blues (Last Saturday Night), Pisces Fish, Rising Sun, Never Get Over You, Rocking Chair In Hawaii. Такое радостное и благодарное отношение к жизни и смерти у Харрисона стало следствием его приобщения к восточной философии и религии – буддизму, кришнаизму и индуизму, а в музыке фактически было продуктом синтеза его европейских корней с индийской культурой. И это, наверное, будет краеугольным камнем в памятнике, который каждый из нас воздвиг у себя в сердце Джорджу Харрисону.

«КонтиненТ» в следующем номере вернется к этой теме, после того как из Лондона возвратятся его собственные корреспонденты, которые намерены сделать репортаж с концерта памяти Джорджа Харрисона. Он состоится 29 ноября в Принц-Альберт-Холле, и участие в нем примут сэр Пол Маккартни, Ринго Старр, Эрик Клаптон и весь цвет британского рока. Дух Джорджа, который согласно его вере существует вокруг нас, должен остаться доволен этим концертом. А мы будем ждать живой записи этих выступлений, чтобы услышать, как «лучшие из последних» исполняют песни Джорджа.

George Harrison - Brainwashed
Интернет сайт http://music.peeps.ru/

Джордж Харрисон, как известно, был самым молодым и самым спокойным из битлов, за что англоязычная пресса и прозвала его quiet Beatle, «тихий битл». Что интересно, именно он написал песню Don"t Bother Me («Не беспокой меня») для пластинки With the Beatles, вышедшей в 1963 году. Песню о том, как это тяжело, и как это «достает» - быть битлом. С этого момента он не переставал петь об этом.

Лучшими вещами Харрисона в составе «Битлз» по праву считаются композиции Within You Without You и While My Guitar Gently Weeps, шедевры его сольной карьеры - это альбомы All Things Must Pass (1970) и Cloud Nine (1987). Все они выдают ту внутреннюю борьбу, которая шла его сердце, попытки синхронизировать свою невероятную мирскую славу и желание достичь еще непознанных духовных высот.

Умирая от рака осенью 2001 года, Харрисон так и не нашел всех ответов на свои вопросы. «Я - живое доказательство противоречивости жизни», - печально, с едва заметной улыбкой подытоживает он в композиции Pisces Fish, одной из одиннадцати песен на своем последнем студийном альбоме Brainwashed. «Боже, мы должны бороться с мыслями в наших головах, бороться с тьмой и светом», - поет он в Any Road, заглавной композиции альбома, и в этой фразе нет ни капли иронии. Но как автор песен и гитарист, Харрисон никогда не изменял своей мягкой, можно сказать, опьяняющей манере восприятия и изложения важных вопросов, которые касались, к примеру, вины человека или его превосходства над другими. Если щедро и сочно оркестрованные гимновые вещи на All Things Must Pass (например, My Sweet Lord или What Is Life) выдавали идеализированные представления Харрисона о торжестве духовного над материальным, то Brainwashed - это теплое, искреннее прощание, очень выверенная, взвешенная, сбалансированная пластинка о реальности смерти, и написана она человеком, стоящим на краю. Страх и принятие неизбежного, гнев и полная безмятежность переплелись воедино в этих песнях. И гитары, много гитар.

Харрисон умер, не успев закончить альбома. Но его со-продюсеры - сын Дхани и лидер ELO Джефф Линн завершили работу, сделав это настолько осторожно и чутко, что Харрисон предстает перед нами совершенно живым: его сильный вокал, в подаче которого нет ничего лишнего, отлично звучит на фоне спокойного течения музыки. Его голос кажется даже более молодым и более заинтересованным в процессе, чем раньше, в то время, когда Харрисон нерешительно и почти равнодушно подходил к созданию музыки, и это заметно на таких альбомах, как Dark Horse (1974) и Gone Troppo (1982).

В Any Road он преподает нам урок Дзен: «Если ты не знаешь, куда идти, любая дорога - твоя», - сообщает он, перебирая струны гитары. В Looking for My Life он с горечью смотрит в прошлое: «Ребята, вы и понятия не имеете, через что я прошел». Особенно впечатляюще это звучит, когда почти все сопровождение стихает и Харрисон остается один на один с микрофоном и слушателем.

Знаменательно, что одна из самых лучших композиций на Brainwashed - инструментальная, и называется она Marwa Blues. Первой инструменталкой Харрисона была Cry for a Shadow, весьма запоминающаяся демо-композиция, созданная в соавторстве с Джоном Ленноном и записанная «Битлз» в Гамбурге в 1961 году. Marwa Blues сделана в том же ключе, когда одна на другую набегают волны слайдовой гитары. Будучи соло-гитаристом группы «Битлз», Харрисон заставлял каждую ноту звучать по-своему, с особым смыслом, и этого принципа он придерживался всю жизнь, включая и Brainwashed. Это чувствуется в каждой песне: от нанизанных один на другой электрических «кружевов» Run So Far до hula-blues в Rocking Chair in Hawaii. Легче сказать, как только он не сыграл на этом альбоме. А ведь Дхани и Линн тоже приложили руку.

По разноцветию музыкальной палитры и обилию рефлексии Brainwashed напоминает домашние, «проповеднические» альбомы середины семидесятых, вроде Living in the Material World. В действительности же здесь совсем другое настроение: в композиции P2 Vatican Blues (Last Saturday Night) Харрисон намекает (где-то даже с юмором) на рак, изменивший направление его судьбы, а осознание шока приходит в Looking for My Life: «Я даже не подозревал, что попаду в такое отчаянное положение». Харрисон всегда был немного проповедником. Одноименная песня, Brainwashed, завершает альбом на довольно мрачной ноте, на импровизированном списке болезней современного социума (одна из них - пресса), и восприятие этого списка смягчено лишь старой записью начитанных Харрисоном мантр, на которую позже был наложен голос его сына. Долгожданная кода, несущая освобождение.

Последний альбом Харрисона не скажет нам, был ли Харрисон чем-то большим, чем «просто битл». Но в Brainwashed совсем немного горечи и сожаления - в основном это полное понимание, принятие грядущего и ожидание предначертанного. Это великолепная, зачаровывающая эпитафия для человека, который, даже в самом конце своей жизни верил, что рок-н-ролл - это рай на земле.


Назад