Welcome to Beatles Online!


Пол Маккартни - Driving Rain (рецензии)

В образе этого миллиардера всегда было что-то уютное, приличное и домашнее. Глядя на Маккартни, сложно представить, что этот человек способен поднять руку на женщину, не заплатить налоги или бросить бумажку мимо урны. Гениальные мелодии, которые он наплодил за десятилетия, в устах не одного поколения становились гимнами любви и миру, и только подтверждали тотальную позитивность их автора.

Новый альбом показывает, что ничего принципиально в этой ситуации не изменилось. Ну, разве что за исключением того, что на "Driving Rain" не удалось отыскать ни одной гениальной мелодии. Да и ни к чему они, осмелюсь сказать. Нерукотворный памятник, возведенный ему за "Let It Be" и "Yesterday", от этого не превратится в кучу мусора, а новый гимн при случае петь бы никто не стал. Зато в наличии все, что требуется нормальному среднестатистическому поклоннику Маккартни: умиротворенные песни о разумном, добром, вечном, всепобеждающая гармония и классическое рок-н-ролльное живое звучание. Ничто не нарушает идиллии, только - крайне редко - здоровая экспрессия Пола, делающая его голос почти неузнаваемым. Однажды звучит что-то очень похожее на ситар. Лишь в финале становится ясно, что не все так просто, и музыканты Маккартни совсем не прочь по-человечески оторваться и размять свои кости. Десятиминутная "Rinse The Raindrops" - неожиданная и очень бурная приджазованная эпопея, на семьдесят процентов построенная на импровизациях. Шумят славно и каждый по отдельности наглядно доказывает, что Пол проявил великолепное чутье, набирая себе команду. Переполняющие по такому поводу эмоции даже слегка затуманивают блаженное состояние, вызванное предыдущими песнями. Но ненадолго, ненадолго.

Music News, Игорь Панасов

Не знаю, чего мы все-таки ждали. Электронно-экспериментального бреда в духе "Ливерпульского звукового коллажа"? Так знали же, что не будет такого, потому что сэр Пол - это не Том Йорк, его глюки без сиквелов выходят. Ждали интересного жизнерадостного альбома с МакКартниевскими мелодиями и чем-то вроде "Flaming Pie"? А ведь знали, что когда основная муза поэта меняется на другую музу (светлая память Линде), творчество тоже меняется. Поэтому если я скажу вам, что сэр Пол два положенных негласными английскими законами года тосковал по Линде, а потом счастливо женился на Хизер Миллз, которая намного моложе, зато нога у нее одна ("Линда бы за меня порадовалась!" - восторженно ворковал Пол во время какого-то интервью. Взрослые же детки МакКартни почему-то дружно проигнорировали бедняжку Хизер, потому как мама - это мама, а жена - это вещь преходящая), и в состоянии блаженного и грустного покоя написал обо всем этом довольно скучный альбом, вы наверняка поверите.

Осуждать Пола бессмысленно. Он - такая же беспрекословная икона, как и когда-то существовавшие BEATLES. "Позволь мне снова полюбить", - очень искренне, с хрипотцой, поет он в первой же песне альбома, и мы понимаем, что в одиночестве этот человек не смог бы вообще ничего. У искреннего поклонника МакКартни этот альбом вызовет глубокое понимание. Это - личная исповедь человека, который потерял то, ради чего жил, и нашел что-то новое просто для того, чтобы заново научиться жить. Кроме этого, Пол ничего особенного доказывать и не хотел. Наверное, в его возрасте и при его статусе он может запросто не выпускать никаких альбомов вообще (один из самых богатых людей Англии все-таки). В музыкальном смысле ничего нового он уже не скажет, да и прекрасно это понимает. Все, что он может сделать, это как-то дать знать тем, кому он небезразличен, что происходит в его психике, какие мысли толпятся в его голове, какого цвета закаты за его окном и какая музыка звучит в его глазах. Поэтому все попытки проанализировать альбом с точки зрения вклада в историю музыки - ни что иное, как неуважение к великому музыканту. В лучшем случае - душевная черствость или случайные факторы (редактор к стене прижал, компактом в зубы дал: "Рецензируй, а не то!"). Можно сказать, что с этой точки зрения альбом звучит старой советской шуткой про Пол-МакКартни: половина альбома - это Пол, более-менее живой, искрящийся красивой музыкой. Начиная же практически с пятой песни, альбом становится все более однообразным, водянистым, неинтересным и никому не нужным. Он похож на подушку, набитую с одной стороны. Он напоминает странный позавчерашний сон. И еще - та его половина, которая действительно хорошая, очень страшная. Не знаю почему, но от нее хочется завернуться в белую простыню и плакать. Во всем этом есть музыка, есть талант, но вместо счастья, как по Пушкину - "покой и воля". Этот покой и эта пустота просто убивают. Мы привыкли к тому, что музыка МакКартни радостная, брызжет эмоциями. Тут эмоций нет. Только покой. Как будто что-то сломалось - то ли в нас, то ли в этом мире, то ли в душе МакКартни, в которую нам все равно не влезть. Ровная ласковая улыбка - как лезвием по глазам. Очень, очень страшно:

Альбом начинается с замечательной, бархатно-блюзовой "Lonely Road", где хриплые гитары соревнуются со скоростью света в пустоте. Пол замечательно поет - в его голосе появился блюзовый надрыв. Дальше идет дикая, засасывающая баллада "From A Lover To A Friend", с потрясающим вокалом - нежным, растворяющимся в однообразных переливах пианино. Потрясающая вещь "She's Given Up Talking", вкрадчивая, с электронными лупами и скрежетаниями нервов, через которые прорывается потусторонний и безэмоциональный вокал. Почему-то кажется, что это - песня о смерти. Соло на гитаре и музыкальное оформление такое монументальное и депрессивное, что всякий печальный брит-поп с телячьими глазами тотчас же тает и начинает грязно смердеть. Дальше идет построенная на чуть слышных электронных сэмплах и сплетенная с классическими рок-риффами и родными гармониями МакКартни (что особо приятно) "Driving Rain" - оптимистичная, живая и полная каких-то весенних дождей. А потом начинается тоска. Такое впечатление, что Пол решил поставить длинную витиеватую точку и выразил эту точку в виде оставшегося десятка песен. Все это неимоверно трогательно, но неисправимо НЕ ТАК. Электронный блюз в этом есть, джэмминг и свобода в этом тоже есть, а еще обложка альбома - это снимок, сделанный Полом на камеру, встроенную в электронные часы, но про все это говорить не хочется, как и про остальную часть альбома. К пятнадцатой песне все становится до лампочки. Про BEATLES вообще не думаешь: кто это такие? Спасает бонус - песня "Freedom", записанная Полом в помощь Нью-Йоркским пожарным - слащавая, пафосная и мармеладная, как тот самый, родной нам МакКартни. Раньше мы укоряли его за эту сиропную пафосность, теперь же, когда он вдруг стал спокойным и серьезным, мы испугались и поняли, что больше ничего не будет, и теперича хотим свою сахарную вату назад. Дискомфорт. Рассматривайте этот альбом как записку, приклеенную на холодильник: "Меня долго не было. Вот, что произошло со мной за это время". Забудьте о музыке - подумайте о том, что и кого вы любите.

Где же другая половина доставшегося нам Пол-МакКартни? Наверное, вы и так знаете ответ. Если существует рай, то она в раю. Если существует еще что-то - то она именно там. Ваше дело - довольствоваться оставшейся половиной, либо, гневно прослезившись, броситься переслушивать "Pipes Of Peace", "Flowers In The Dirt" и "Off The Ground". Катастрофическая неполнота "Дождя" только доказывает, что любовь и музыка - вещи смертельно взаимосвязанные, и что одно не может существовать без другого, а заменить ушедшее все равно никогда не получится.

Музыкальная газета, Т. Замировская


Назад