Коронавирус как форс-мажор и причина не исполнять обязательства
Содержание:
- Предмет и способы исполнения обязательств
- Изменение сроков контракта в связи с COVID-19
- 1.3. Правительство ограничило торговлю отдельными видами медицинских изделий.
- 2.7. ФАС России введен дистанционный порядок рассмотрения жалоб в связи с пандемией COVID-19
- Существенное изменение обстоятельств
- Порядок расторжения договора
- 2.5. Минфином России даны разъяснения о применении кодов бюджетной классификации при осуществлении закупок средств, необходимых для профилактики распространения коронавирусной инфекции.
- Форс-мажор
- Последствия прекращения обязательства
- Кого могут оштрафовать за нарушение правил поведения при режиме самоизоляции?
- Уголовная ответственность для лиц, распространяющих ложную информацию о коронавирусе
- Удостоверение исполнения обязательств
- Является коронавирус форс-мажором?
Предмет и способы исполнения обязательств
Предмет обязательства должен быть в нем ясно обозначен или быть определимым на основании содержащихся в обязательстве критериев. Он является существенным условием, без которого обязательство не возникает, ибо при неясности предмета обязательства оно не может быть исполнено.
Существуют обязательства, допускающие несколько предметов исполнения. Это может быть выражено как общей формулой (возврат займа в конвертируемой валюте), так и обозначением в обязательстве конкретных характеристик предметов исполнения (платеж наличными, чеком или посредством выдачи векселя). Такие обязательства именуются альтернативными.
Наличие двух и более предметов исполнения следует отличать от ассортимента поставляемого товара, когда различия по размеру, цвету, фасону и т.д. проводятся в рамках однородного поставляемого товара. В этих случаях предусмотрены особые правила исполнения и их последствия (ст. 467, 468 ГК).
В альтернативном обязательстве право выбора предмета исполнения принадлежит должнику (ст. 320 ГК). Однако в некоторых практически важных альтернативных обязательствах право выбора предоставлено кредитору. При ненадлежащем исполнении договоров купли-продажи и подряда кредитору предоставляется ряд правомочий (снижение цены, устранение недостатков, возмещение собственных расходов по их устранению) и он вправе выбирать между ними.
По общему правилу должник не может заменять или изменять предмет обязательства, даже если это ведет к повышению качества исполнения. Такая замена возможна только по соглашению сторон.
При поставке больших партий массовых товаров (зерна, леса, топлива) и крупного оборудования в договорах могут предусматриваться допуски по количеству и весу поставляемых товаров, обычно в пределах до 5% от общего названного в договоре количества (веса). Применительно к количеству товара это может облегчать его последующую отгрузку и транспортировку.
Изложенные правила о предмете исполнения обязательства и его замене должны применяться также к тем случаям, когда предметом обязательства является не передача имущества, а выполнение работы или оказание услуги. Однако в обязательствах этой группы предмет исполнения обычно один и четко определяется сторонами.
Способы исполнения обязательств. Ввиду разнообразия обязательств по содержанию и целям способы их исполнения различны и оговариваются в условиях обязательств и заключаемых договорах. Эти различия обусловлены в первую очередь производственно-хозяйственной стороной исполнения. Ведение строительных работ отличается от поставки товара или осуществления перевозок грузов. Однако различия в способах исполнения нередко имеют общий юридический аспект и требуют соответствующего правового регулирования.
Прежде всего возникает вопрос о допустимости исполнения по частям, что иногда выгодно должнику, но обычно не устраивает кредитора. В ГК этот вопрос решается следующим образом: кредитор вправе не принимать исполнение по частям, если иное не предусмотрено законодательством, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства (ст. 311). Таким образом, исполнение по частям, как правило, не разрешено, но допускается, а в отдельных случаях и неизбежно, например при поставках особо крупных технологических линий.
Для предпринимательских отношений важное значение имеет способ доставки поставляемых товаров, который влияет на сроки его получения, цену товара, а также необходимость страхования груза в пути. Обычно вид транспорта оговаривается в обязательстве, а в иных случаях определяется должником с учетом предмета исполнения и сложившихся у него транспортных связей
Самое распространенное средство доставки имущества — железнодорожный транспорт.
Когда предметом обязательства являются деньги или ценные бумаги, они могут быть внесены должником в депозит нотариуса или суда, если обязательство нельзя исполнить ввиду отсутствия кредитора, его недееспособности, уклонения от принятия исполнения, а также наличия спора по поводу личности самого кредитора, например при реорганизации юридических лиц. О внесенных должником средствах нотариус или суд извещает кредитора (ст. 327 ГК).
Изменение сроков контракта в связи с COVID-19
В адрес консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру» поступают вопросы клиентов, связанные в осуществлением закупок в период пандемии, обусловленной коронавирусной инфекцией (COVID-19). Ответы на часть из таких вопросов уже дало Правительство РФ в своем постановлении от 03.04.2020 № 443. Вместе с тем, часть вопросов до сих пор требуют отдельного пояснения. Например, заказчики и поставщики спрашивают о сроках исполнения обязательств, предусмотренных контрактами. В данной статье мы выскажем свою точку зрения по этим вопросам.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443, принятое в развитие ст. 111 Закона № 44-ФЗ, распространяет свое действие только на отношения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения контракта. При этом названное постановление не регулирует отношения, предусмотренные контрактом, в том числе не отвечает на вопросы о том, что делать сторонам со сроками исполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом: продлевать или нет?
Ответ на данный вопрос частично содержится в Указе Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). Согласно п. 2 Указа № 239 виды организаций, деятельность которых приостанавливается (ограничивается) на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. При этом, под такие приостановки и ограничения не подпадают организации, перечисленные в п. 4 Указа № 239. Следовательно, если поставщик (подрядчик, исполнитель) попадает под исключения, указанные в п. 4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан выполнить свои обязательства по контракту в сроки, которые в нем предусмотрены.
Единственное, пожалуй, исключение из данного правила предусмотрено ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Названная норма позволяет сторонам подписать соглашение к контракту об изменении его условий, если невозможность его исполнения обусловлена COVID-19. Однако, для подписания такого соглашения заказчику потребуется получить положительное решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, что не каждому заказчику под силу.
Вторая ситуация: поставщик (подрядчик, исполнитель) подпадает под исключения и должен приостановить (ограничить) свою деятельность в соответствии с решением главы субъекта РФ на территории такого субъекта. В этом случае, по нашему мнению, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта со ссылкой на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не вправе применять к поставщику (подрядчику, исполнителю) штрафы в указанном случае, т.к. вина поставщика за нарушение обязательств отсутствует, но и не может продлить сроки исполнения обязательств по контракту в отсутствие положительного решения, предусмотренного ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.
У заказчика 2 выхода из данного положения:
- расторгнуть контракт по соглашению сторон со ссылкой на ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- принять продукцию по контракту с просрочкой, формально начислить поставщику (подрядчику, исполнителю) пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, отразить такое начисление в реестре контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) (прим.: порядок списания неустойки в 2020 году Правительство РФ пока не утвердило (на день опубликования статьи), но мы его ждем).
Несколько иначе ситуация обстоит с продление сроков исполнения обязательств при заключении контракта по Закону № 44-ФЗ в период действия карантина. В данном случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 позволяет продлить срок исполнения обязательств на срок, не превышающий период от даты заключения контракта до даты окончания карантина (пп. «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 443)
Важно заметить, что соглашение об изменении сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания
Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!
1.3. Правительство ограничило торговлю отдельными видами медицинских изделий.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 431 «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий»
Напомним, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнен положением о том, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство России вправе принять решение об установлении ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Срок такого приостановления не может превышать 90 календарных дней.
На основании внесенных изменений в законодательство об охране здоровья граждан Правительством России определен федеральный оператор (акционерное общество «Корпорация «Росхимзащита»), уполномоченный на оптовую продажу таких медицинских изделий как респираторы, медицинские маски и перчатки и др. Для организаций иных форм собственности введено ограничение на оптовую торговлю указанными товарами.
2.7. ФАС России введен дистанционный порядок рассмотрения жалоб в связи с пандемией COVID-19
С 6 апреля 2020-го года заседания комиссий ФАС России и ее территориальных управлений перешли в режим рассмотрения жалоб посредством видеоконференцсвязи.
Заинтересованным лицам для участия в заседании комиссии ФАС России необходимо пройти по гиперссылке, направленной по адресу их электронной почты.
На официальном сайте ФАС России размещена инструкция для всех участников заседаний, проводимых посредством видеоконференцсвязи. Согласно указанной инструкции возможна демонстрация документов и доказательств посредством их открытия на рабочем столе компьютера. Одновременно показывать документ может только один участник видеоконференцсвязи, определенный модератором.
Информация о рассмотрении жалоб в режиме онлайн размещается на сайте ФАС России.
Существенное изменение обстоятельств
«Изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях» (ГК РФ).
Применение указанной статьи в судебной практике вызывает много сложностей. Но следует помнить, что данное положение можно исключить из договора или конкретизировать его. Например, можно указать, что изменение цен и коэффициентов инфляции не признаётся сторонами в качестве существенного изменения обстоятельств и не может повлечь изменение или расторжение договора.
Порядок расторжения договора
Поскольку пандемия затронула экономические процессы во многих сферах, компаниям требуется сокращать расходы и даже расторгать договоры, которые стали невыгодными. В первую очередь это касается документов, подразумевающих регулярное исполнение.
В таких случаях стороны, как правило, предусматривают, что, если одна сторона немотивированно откажется от договора, он будет считаться расторгнутым спустя несколько месяцев после уведомления.
Чтобы в будущем иметь больше гибкости при расторжении договора, можно предусмотреть больше возможностей одностороннего выхода из договора, например:
- при однократной и значительной просрочке исполнения ключевых обязательств. Чтобы избежать разночтений в этой части, в будущем стоит указать конкретный срок, в течение которого просрочка является значительной;
- при неоднократном нарушении обязательств;
- в случае подачи в отношении контрагента заявления о банкротстве или введения в отношении него банкротных процедур.
2.5. Минфином России даны разъяснения о применении кодов бюджетной классификации при осуществлении закупок средств, необходимых для профилактики распространения коронавирусной инфекции.
Письмо Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111 «О применении кодов бюджетной классификации при осуществлении расходов на мероприятия по профилактике и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции»
В рамках мероприятий по профилактике и противодействию распространения коронавирусной инфекции осуществляется закупка бесконтактных измерителей температуры, дезинфицирующих средств, антисептиков, диспенсеров для антисептических средств, масок, латексных перчаток, бактерицидных ламп и других нефинансовых активов.
К расходам, отражаемым по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, относятся расходы на приобретение бесконтактных измерителей температуры, диспенсеров для антисептических средств, облучателей (облучателей-рециркуляторов) бактерицидных и иных приборов (оборудования), срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев.
К расходам государственных (муниципальных) органов, учреждений (за исключением, учреждений, оказывающих медицинскую помощь), отражаемым по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ, относится приобретение бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток для своих сотрудников (персонала) в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Данные расходы государственных (муниципальных) органов, учреждений на мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции подлежат отражению по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из их отраслевой (функциональной) направленности соответствующего органа, учреждения.
Форс-мажор
При введении ограничительных мер многие компании обратились к договорным условиям об обстоятельствах непреодолимой силы («форс-мажора в обиходе). Однако их правовая конструкция — не панацея, избавляющая сторону от всех последствий невыполнения обязательств.
По общему правилу обстоятельства непреодолимой силы не распространяются на денежные обязательства, так как в соответствии с Гражданским кодексом России (ГК РФ) нехватка средств — не форс-мажор. Более того, сам факт наступления обстоятельств непреодолимой силы необходимо доказывать, поскольку разные обстоятельства будут по-разному влиять на возможность выполнить условия договоров.
Последствия прекращения обязательства
Последствия прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения такие же, как и при отказе кредитора от договора, обусловленного утратой им интереса в исполнении в связи с просрочкой должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает.
Продавец обязан возвратить покупателю сумму неотработанного аванса.
В пользу потребителя судом может быть присуждены компенсация морального вреда и потребительский штраф за просрочку выплаты денежных средств.
Коммерсанты вправе соглашением сторон распределить потери, обусловленные прекращением обязательства, за которые ни одна из сторон не отвечает.
Кого могут оштрафовать за нарушение правил поведения при режиме самоизоляции?
Так как этот вопрос оказался наиболее актуальным для граждан, юристов, должностных лиц, Верховным судом были даны достаточно подробные разъяснения по нему.
Кто подлежит ответственности?
За нарушение правил поведения при режиме самоизоляции, введенном с целью предотвращения распространения COVID-19, административная ответственность по статье 20.6.1 КоАП, части 1 предусматривается как для юридических, так и для физических и должностных лиц.
Протоколы об административных нарушениях в данном случае составляются должностными лицами, перечень которых приведен в постановлении Правительства РФ №975-р от 12 апреля 2020 года. В регионах обязанность по выявлению правонарушений и составлению протоколов возложена на работников органов исполнительной власти.
Применяются ли сроки давности?
Сроки давности по делам о нарушениях правил поведения при режиме самоизоляции предусмотрены. Срок давности по делам данной категории истекает через три месяца после факта выявления правонарушения.
Где будет рассматриваться дело об административном правонарушении?
Дела данной категории находятся в юрисдикции районных судов. Разбирательство будет проходить в инстанции, находящейся в районе совершенного правонарушения или в районе нахождения органа, проводившего по делу дополнительное расследование.
Можно ли отделаться предупреждением?
Вид наказания определяется судом после проведения подробного разбирательства по факту совершенного правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств суд может принять решение о вынесении наказания в виде предупреждения. Этот вид наказания применим как к юридическим, так и физическим лицам.
Когда назначается ответственность за угрозу распространения COVID-19?
Административное наказание по статье 6.3, ч.2 КоАП РФ ждет граждан, чье поведение привело к возникновению реальной угрозы распространения COVID-19. Оно предусмотрено для лиц:
- Изолированных с подозрением на COVID-19 и обязанных соблюдать карантин или жесткую самоизоляцию, но нарушивших это предписание;
- Прибывших из стран, в которых коронавирус получил широкое распространение и отказавшихся соблюдать карантин (самоизоляцию);
- Контактировавших с больными и не сообщивших об этом своевременно.
Обязанность по выявлению подобных правонарушений возлагается на сотрудников полиции и Роспотребнадзора. Сроки давности по нарушениям данной категории более длительные: они составляют один год с момента обнаружения факта правонарушения. Дела по административным нарушениям, связанным с угрозой распространения COVID-19 рассматриваются районными судами. До вынесения судом соответствующего постановления никакие должностные лица не могут требовать с граждан уплаты штрафов.
ВАЖНО: если нарушение гражданином правил поведения во время карантина привело к массовому заражению коронавирусом, то для нарушителя будет предусмотрена не административная, а уголовная ответственность
Порядок обжалования судебных постановлений
У юридических и физических лиц есть возможность обжаловать вынесенное судом решение по факту административного правонарушения, связанного с нарушением правил поведения во время карантина, действиями, повлекшими за собой угрозу распространения COVID-19. На обжалование судебного постановления законом дается 10 дней.
Уголовная ответственность для лиц, распространяющих ложную информацию о коронавирусе
Согласно поправкам, внесенным в законодательные документы, с начала апреля для лиц, распространяющих ложную информацию о коронавирусе, предусматривается уголовная ответственность. Естественно, что у юристов, правозащитников возник целый ряд вопросов по этому поводу. Найти ответы на них можно в разъяснениях Верховного Суда РФ.
По какой статье УК квалифицируется распространение ложной информации о коронавирусе?
Распространение заведомо ложных сведений о коронавирусе квалифицируется по статье 207, части 1 и 2 УК РФ (в зависимости от тяжести наступивших последствий правонарушения). Решение квалифицировать фейки о коронавирусе, как уголовное преступление вполне оправдано, потому что недостоверная и заведомо ложная информация о COVID-19 способна спровоцировать панику, привести к человеческим жертвам, причинить вред здоровью человека, стать причиной материальных убытков.
Но при этом законодатели уточняют: уголовная ответственность к распространителям фейков о коронавирусе применяется исключительно при наступлении тяжелых последствий. Если таковых последствий не наступило, нарушитель несет административную ответственность.
При рассмотрении дел данной категории суды должны учитывать цели, условия и мотивы преступления (хотел спровоцировать панику, массовые беспорядки, действовал из корыстных побуждений и так далее).
Поправки, согласно которым в отношении распространителей ложной информации может применяться уголовная ответственность, вступили в силу 1 апреля 2020 года.
Если лицо совершило правонарушение до этой даты — оно не может быть привлечено к уголовной ответственности, даже в том случае, если после 1 апреля 2020 года наступили тяжкие последствия.
Что понимается под наступлением тяжких последствий?
Наступление тяжких последствий — это причинение серьезного вреда здоровью, смерть человека. Если ложная информация распространенная гражданином привела к подобным последствиям — его ждет уголовное наказание, определяемое статьей 207 УК РФ, частью второй.
Отметим, что уголовная ответственность за фейки о коронавирусе грозит не только физическим, но и юридическим лицам. К примеру, если ложные сведения будут распространяться руководителем организации или ее представителем — будет применена уголовная ответственность. При распространении фейков от лица компании юридическое лицо подлежит административной ответственности.
Удостоверение исполнения обязательств
Исполнение обязательства должником должно быть удостоверено с тем, чтобы в этом вопросе во взаимоотношениях сторон была ясность, а при возникновении споров у них имелись доказательства о произведенном исполнении и его качестве.
В ГК содержится правило, согласно которому кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку о полученном исполнении — полностью или в соответствующей части или вернуть ранее составленный долговой документ (п. 2 ст. 408 ГК). Эта норма имеет общее значение и применима ко всем случаям исполнения обязательств, если для них не предусмотрены специальные правила. В обязательствах предпринимателей обычно составляется акт принятия исполнения, подписываемый должником и кредитором.
показать содержание
Является коронавирус форс-мажором?
Коронавирус как пандемия имеет 2 юридически значимых признака: непредотвратимость и чрезвычайность (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Именно по подобным двум критериям распространение такого заболевания признается форс-мажором.
Законодательно коронавирус признан форс-мажором в таких правовых актах:
- ;
- письмо ТПП РФ № ПР/0315 от 26 марта 2020 года;
- письмо ФАС № ИА/21684/20 от 18 марта 2020 года.
Также с 13 апреля разработчики реализуют функциональные возможности согласно последней редакции Законов ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 года и ФЗ № 223 от 18 июля 2011 года. Руководства пользователя и обучающие материалы доступны в разделе «База знаний» в личном кабинете пользователя ЕИС.
Под обстоятельством непреодолимой силы понимается не сам коронавирус как болезнь, а ограничительные меры, введенные российскими властями для противодействия ему. Ведь из-за таких запретов исполнение сторонами договора становится невозможным.
Обстоятельства, которые могут быть отнесены в условиях карантина к форс-мажорным
В условиях карантина к форс-мажорным относятся обстоятельства непреодолимой силы. Так, согласно п. 1.3 Приложения к постановлению ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года, к форс-мажорным обстоятельствам относятся следующие события:
- ограничение перевозок;
- эпидемия;
- стихийное бедствие (наводнение, смерч, землетрясение и др.);
- ограничительные меры со стороны властей;
- запрет торговых операций;
- иные обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Однако коронавирус можно считать форс-мажором только в случае наличия на руках контракта. Если официального документа по сделкам нет, подобное заболевание нельзя считать обстоятельством непреодолимой силы.
Что нельзя отнести к форс-мажору?
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, форс-мажором не являются следующие обстоятельства:
- дефицит на рынке товаров, необходимых для исполнения контракта;
- отсутствие у должника денег на погашение долга по договору;
- несоблюдение контрагентом должника своих обязательств.
Как уточняется на сайте ТПП РФ, к форс-мажору при коронавирусе нельзя отнести и предпринимательские риски. К таковым относятся следующие:
- финансово-экономический кризис;
- девальвация рубля;
- ухудшение экономического состояния фирмы (предприятия);
- скачкообразные изменения курсов валют и др.
Не считается форс-мажором и ситуация, когда исполнение договора сорвано по вине третьих лиц. Например, фирма не выполнила договорные условия, так как ее иностранный поставщик своевременно не отгрузил товары по другому контракту из-за введенных в связи с пандемией ограничений.