Можно ли ходить в церковь во время коронавируса

Власти Европы запрещают общественные богослужения

В числе предпринимаемых властями карантинных мер в ряде стран Европы действует запрет на совершение массовых общественных богослужений, в том числе Божественной литургии, если число её участников превышает 100 или 250 человек — везде по-разному. Поэтому одним из первых своё обращение к духовным чадам опубликовал епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, правящий архиерей Лондонской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей:

«В разных странах, входящих в нашу епархию, местные органы власти будут издавать различные инструкции и указания для управления и контроля над распространением и последствиями этой недолговременной проблемы здравоохранения. Мы настоятельно призываем всех наших верующих ознакомиться с этими практическими предписаниями (которые, например, включают более частое мытье рук или внимательное отношение к личной гигиене) и в таких вопросах спокойно и разумно придерживаться этих официальных указаний, продолжая в добросовестном спокойствии решать вопросы повседневной жизни.

Если в отдельных регионах будут введены ограничения на поездки или другие оградительные меры, мы будем соблюдать их в тишине и покое. В подобных случаях мы должны быть для мира примером благочестивого доверия Богу, которое ведет не к беспорядочной тревоге, а скорее к продолжению жизни в умиротворенном духе и невозмутимой опоре на Божественную волю.

В наших храмах мы продолжим совершать богослужения, таинства и обряды, и, прежде всего, подносить и принимать Святые Дары, точно также как мы это делали всегда. Ни один искренне верующий христианин не может на мгновение принять то, что Святые Дары (Причастие) могут стать источником болезней или плохого здоровья: ни в коем случае! Таинства Христовы являются истинным лекарством для наших душ и тел и не приносят ничего, кроме жизни — Вечной Жизни».

Общественные богослужения планируют запретить и в Киеве, а на входах в храмы проводить санитарный контроль. Об этом говорится в Протоколе заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА.

Примером нападок на Церковь в условиях эпидемии стала заметка по поводу смерти украинки от коронавируса, опубликованная в «Московском комсомольце» с заголовком «Умершая от коронавируса украинка заразила других через иконы» — погибшая была верующей и посещала храм… Вместе с тем, пока у нас нигде не появляются заголовки о заражении через товары на рынках или в супермаркетах и призывы закрыть эти общественные места с несравненно более массовым скоплением людей. В Чехии и других странах, где было зафиксировано много случаев заражения, рынки закрыты, и даже приостановлено железнодорожное и автобусное сообщение, но храмы открыты.

Священный Синод Русской Православной Церкви в ответ на подобные реакции и нападки опубликовал своё обращение, в котором отметил, что Церковь никогда не отказывала никому в духовном окормлении и таинствах во время эпидемий: «Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах

Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции»

Вместе с тем, Синод призвал к неукоснительному соблюдению санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях. В частности, он рекомендовал использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон и одноразовые стаканчиков для запивки после таинства Святого Причащения. Во всех храмах Русской Православной Церкви они соблюдаются.

А в Московской епархии порекомендовали организовать ежедневное измерение температуры священнослужителей, церковнослужителей и других сотрудников приходов, подворий и монастырей, а также использовать бактерицидные излучатели закрытого типа.

«С Пасхой ничего не будет»

В Петербурге в разных храмах настоятели по-разному отнеслись к требованиям сначала дезинфекции, а потом и закрытия храмов для верующих. Настоятель Феодоровского собора иконы Божьей матери протоиерей Александр Сорокин считает все эти меры разумными.

– В дезинфекции ничего сложного нет, а что касается причастия, то мы сразу перешли на одноразовую посуду для запивки – или вовсе без нее, «сухим пайком». А само причастие – может, я тут допустил какое-то самоволие, но мы придумали такой простой способ: берем одноразовую зубочистку, накалываем на нее частичку Святого Тела, смоченного Святой Кровью, и даем каждому. В принципе, это как одноразовая ложка, но меньше по объему и более экологично – не придется думать, как потом уничтожать пластмассовые ложки. Это хоть и малые масштабы в объемах вселенной, но все равно не хочется сжигать пластмассу, а дерево – пожалуйста.

Протоиерей Александр Сорокин с прихожанами

Феодоровский собор позиционирует себя еще и как просветительский центр – на период карантина катехизацию и просветительские курсы перевели на трансляцию в интернете. Концерты в храме отменены, работа лекториев и воскресных школ приостановлена, а оглашение (подготовка к крещению) теперь происходит онлайн, рассказывает отец Александр.

– С Пасхой ничего не будет, она останется на месте – Христос, закланный за нас и воскресший. А праздник Пасхи – яйца не обязательно разбивать в обычном режиме, можно разбить и об экран планшета или ноутбука.

В плане молитвенном, богослужебном – будем смотреть по ситуации. Сейчас просто не стоит загадывать, что будет завтра.

Иерей Алексий Волчков – молодой священник, сумевший перевести многие активности в Феодоровском храме и в просветительском центре при нем в онлайн-режим, результатом доволен.

Феодоровский собор

– Наш приход, как и многие другие, пытается видеть в этой ситуации не только ущерб и угрозу (хотя смысл храма – это возможность собираться вместе). Но тут мы хотим найти и сделать что-то, чего раньше не делали – например, взаимодействовать с прихожанами в интернете более интенсивно, чем раньше. Мне пришлось изучить многое – как проводить трансляции, какие есть новинки, что платно, что бесплатно. И наши планы уже реализуются: мы выбрали две платформы – google classroom и google meet, и теперь на них проходят и оглашения, и богословские курсы. А для трансляции богослужений пока взяли кустарный вариант – транслируем через смартфон в сеть «ВКонтакте». Успех колоссальный, люди благодарят, в нашей группе можно видеть восторженные отзывы. Литургию, прошедшую 21 марта, смотрело более 50 000 человек, чему мы очень рады.

В интернет уходят не только православные храмы – сайт Большой хоральной синагоги в Петербурге полон объявлениями про отмену концертов и экскурсий, про перевод благотворительных обедов в режим доставки на дом, про онлайн-курсы и лекции. Один из активных прихожан Александр Рохлин продолжает ходить в синагогу.

– Мы-то молодые ребята, до 70, а нормальные старики у нас сразу ушли на карантин. Они у нас и завтракали, и обедали, но теперь им все развозят по домам. Чтобы начать утреннюю или послеполуденную молитву, нам нужен миньян – это 10 взрослых евреев. Тогда можно читать молитву и за упокой наших близких, кадиш, и разные другие. Обязательные сборы на миньян у нас отсутствуют – кто придет, тот придет, и раввин Шолом Певзнер об этом сразу сказал. Магазин у нас работает. Пасха скоро, первый седер (молитвенное собрание за праздничным столом. – СР) будет 8 апреля – на моей памяти это первый раз, когда не будет публичных седеров. Но зато у нас прекрасно работает синагога онлайн, и рекомендации даются, и лекции налажены, я сам там преподаю на экспресс-курсах по иудаизму. Аудитория большая – не могу сказать, что мы обездолены.

Коронавирусная инфекция COVID-19

Коронавирус SARS-CoV-2, ранее известный как 2019-nCoV, обнаружили в Китае в конце 2019 года.

Он вызывает заболевания COVID-19. В некоторых случаях течение болезни легкое, в других – с симптомами простуды и гриппа, в том числе с высокой температурой и кашлем. Это может перерасти в пневмонию, которая может быть смертельной. Большинство больных выздоравливает; умирают преимущественно люди с ослабленной иммунной системой, в частности пожилые.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения признала вспышку заболевания, вызываемого новым коронавирусом, пандемией.

Вне службы

Рекомендации предусматривают открытие приходских храмов (других религиозных организаций) для индивидуального посещения граждан вне времени богослужений. Эту будет возможно при стабилизации показателей заболеваемости и уровне охвата населения тестированием на COVID-19 не менее 70 на 100 тыс. населения (исходя из среднего значения за предыдущие 7 дней).

В этих случаях во внебогослужебное время предлагается ограничить число лиц, одновременно присутствующих в культовом сооружении: не более двух человек для храмов площадью до 100 кв. метров, пять человек для храмов площадью от 100 до 400 кв. метров и 10 человек для храмов площадью свыше 400 кв. метров.

При определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения. При упомянутых выше условиях возможно совершение в храмах частных треб (отпевания, венчания, крестины и другие) при ограниченном присутствии близких людей.

Католики и лютеране: без масок нельзя

В Софийском соборе, главном православном храме Великого Новгорода, к верующим обратился протоиерей Александр Ранне: «Если есть основания думать, что заболел кто-то рядом, воздержитесь от прикосновения к иконе, к священнику. Примите это как испытание». Ни священник, ни прихожане, обступив амвон плотным полукольцом, не использовали маски.

Воскресная служба в Софийском соборе

Иные христианские конфессии более осторожны по отношению к коронавирусу. Так, священник католического храма святых апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде встречает прихожан в маске: «Без масок заходить в храм сейчас нельзя».

Католический приход в Новгороде маленький, а храм большой – в советское время здесь располагался кинотеатр «Родина». В воскресенье, за час до начала утренней мессы двери открыты, но внутри никого нет, кроме настоятеля отца Алексея. По его словам, приход работает в обычном режиме с поправкой на меры безопасности.

– Но много людей сейчас мы и не ожидаем, придет, наверное, человек десять. Все прихожане должны быть в масках, – говорит он.

С ним солидарен и активный участник многих мероприятий прихода, органист храма Илья Довгий.

– Я считаю, что нет повода для паники. Да, нужно ограничить контакты. То же самое мы делаем, когда объявляют эпидемии гриппа, другого коронавируса, и это правильно. Для христианина все эти тревожные вести – это повод задуматься о вечном, о смысле жизни, о смысле нашего существования, – говорит Довгий.

Спустя час мессу действительно посетило всего несколько человек. Они распределились по разным лавкам на большом расстоянии друг от друга. В таком режиме работают католические храмы по всей стране, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где мессы священники служат без прихожан – это решение папы римского.

Александр Кузнецов

– Конечно же, мы стараемся быть законопослушными и благорассудительными гражданами, – говорит епископ Лютеранской церкви Карелии Александр Кузнецов. – Если есть такая опасность, мы сказали своим прихожанам, чтобы они оставались дома: молились, делали домашние дела, сохраняли спокойствие. Мы восприняли требования спокойно. Храм закрыли, но у нас есть несколько братьев, которые проводят богослужения без прихожан.

Маленький карельский город Сортавала стал убежищем для москвичей и петербуржцев. Атмосфера в городе похожа на новогоднюю: очень много жителей Москвы и Санкт-Петербурга приехали отдыхать, поэтому заполнены все гостиницы.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Травы, водка и сауна: неэффективные советы для борьбы с коронавирусом

Сам отец Александр призывает соблюдать карантинный режим. Местную лютеранскую кирху пришлось закрыть для посетителей, несмотря на то что Сортавала является центром карельской лютеранской общины. Епископ входит в состав городского штаба по противодействию коронавирусной инфекции и относится к ней со всей серьезностью.

В Сортавале и в целом в Карелии всего пять случаев заражения коронавирусной инфекцией. Но епископ всех призывает находиться дома: «Непосещение церкви не дает же человеку опасения, что он потеряет спасение Бога».

В Русской православной церкви за рубежом ввели «советские меры» для борьбы с вирусом и перешли на домашнее окормление прихожан, рассказал корреспонденту сайта Север.Реалии архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский РПЦЗ Софроний Мусиенко. Он привел в пример Богоявленский мужской монастырь в Дедовичском районе, где живет 25 человек.

Софроний Мусиенко

– Монастырь на самоизоляции, – говорит архиепископ. – У нас все дверные ручки обвязаны бинтами и политы антисептиком. И каждый, кто берется за эту ручку, уже обрабатывает руки автоматически. Такой забытый дедовский метод от любой инфекции. Необходимости отдельно дезинфицировать лжицу или использовать одноразовые стаканчики у нас нет, потому что мы всех знаем наперечет, знаем, какое самочувствие, а из посторонних никто не приходит. По возможности выезжаем к прихожанам на дом для причастия. Коронавирус – это попущение Божие для того, чтобы нас повернуть лицом к Богу, чтобы мы обратились к семье, чтобы больше посмотрели внутрь себя. Мы рассматриваем коронавирус как обыкновенную инфекцию, которая более страшная, более ужасная. Но это не особый огонь с неба или другие египетские казни.

Правила посещения церкви во время Ковид-19

Можно ли свободно посещать различные церкви в Москве при угрозе заражения коронавирусом и есть ли запрет на это? Как мы уже выяснили, храмы открыты для прихожан даже в период эпидемии Ковид-2019, но прежде чем их посетить, необходимо ознакомиться с действующими сейчас правилами, предотвращающими распространение инфекции:

  1. ограничено участие в богослужениях и церемониях, которые проводятся в помещениях для прихожан, находящихся в группе риска. Это пожилые люди старше 65 лет и те, кто имеет хронические заболевания;
  2. прихожане и священники должны быть защищены медицинскими масками и перчатками;
  3. людям необходимо придерживаться безопасного расстояния, в соответствии с нанесенной разметкой – не больше 1 человека на 4 квадратных метра;
  4. помещения религиозных объектов должны регулярно проветриваться и дезинфицироваться в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора;
  5. каждая ложка после Причастия протирается проспиртованной салфеткой;
  6. просфоры раздаются в одноразовых перчатках;
  7. крещение проводится индивидуально для каждого младенца с обязательной сменой святой воды и дезинфицированием купели;
  8. миропомазание совершается с помощью ватной палочки, которая после каждого использования сжигается.

Ударим колокольным звоном

Помимо светской дезинфекции РПЦ прибегает и к собственным мерам борьбы с заразой. С конца марта в каждом псковском храме прошли специальные молебны с прошениями против коронавирусной инфекции. Также епархия благословила священников и прихожан провести вокруг своего храма крестный ход.

В Санкт-Петербурге митрополит Варсонофий совершил над городом молитвенный полет на вертолете с Казанской иконой Божией Матери. Светские власти мероприятие всячески поддержали. «Я, безусловно, убежден, что это поможет», – прокомментировал спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров.

Облетел границы своей епархии и митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий. На борт самолета он взял с собой крест с частицей животворящего древа Господня и иконы. Архангельская епархия предложила верующим помолиться «вместе с владыкой, не выходя из квартир».

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

«Он ведет себя необычно». Биолог – об особенностях коронавируса

Помимо крестного хода и крестного облета священнослужители принялись практиковать и крестный объезд. В Сыктывкаре батюшка освятил город из люка «Инфинити». В Вологде священники взяли с собой иконы Спаса Всемилостивого и Божией Матери «Семистрельная», мощи святителей Вологодских Антония, Маркелла, Игнатия и другие святыни.

На сайте Вологодской митрополии опубликовали текст молитвы, которую предлагается читать прихожанам, оставшимся дома. В своем обращении митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий также напомнил, что в 1654 году Вологда якобы была избавлена от чумы благодаря молитве и строительству храма. Волонтерские поездки к храмам, несмотря на объявленный в Вологодской области с 27 марта карантин, епархия не прекращает.

Колокольня Свято-Елисаветинского монастыря

Свято-Елисаветинский женский монастырь в Калининградской области целых три дня и три ночи решил звонить в колокола «для духовного укрепления, чтобы все знали, что наш монастырь горячо, непрерывно молится за Калининградскую область, за Славский район, за каждого жителя». «Знайте, что в любое время дня и ночи в храме, в кельях, на дальних скитах горят свечи, льется молитва, и помните, наша сила – в вере!» – говорится в паблике монастыря в соцсети.

– На Руси с древних времен звонили в набатный колокол во время бедствий, – говорит монахиня Тарасия. – Это не только предупреждение о том, что идет эпидемия, когда звонят колокола, Господь нас слышит. Звон колоколов нас освобождает от страха. Вместо страха – чувство надежды.

По словам монахини, матушка благословила сестер звонить по графику каждые 30 минут. Правда, сестер на круглосуточный звон не хватает, но помогать им, по благословению, могут живущие на территории монастыря паломники и их дети.

– Ощущение, что воздух действительно очищается от вирусов. Знаете, как на войне, ничего не боимся, – говорит Ирина Архипова. Она живет в монастыре временно. Говорит, здесь ей спокойней пережить пандемию. К рекомендациям правительства Ирина прислушивается и правила гигиены соблюдает.

Монастырь находится в отдаленной местности, многие из близлежащих поселков уехали, тем же, кто там остался, звон особо не мешает, говорит местная жительница Наталья Овсянник: «Ну, наверное. нормально отношусь. Ну, они это, службу отпевают по этому коронавирусу». Верит в божью силу и еще одна местная жительница Екатерина: «Я вот сегодня помолилась, поэтому не заболею».

В целебную силу колокольного звона верят и в Пскове. На сайте губернатора учитель Печорской средней школы Вера Ерюшева призывает Михаила Ведерникова «привлекать все силы и имеющиеся ресурсы»: «Я говорю о воздушном Крестном ходе с Печорскими и Псковскими Святынями вокруг области или областного центра. Область на карантине и храмы тоже. Но у нас есть еще одно великое благо – это колокольный звон. Существует много научных доказательств о разрушительном воздействии волн звона на болезнетворные микроорганизмы. Ударим колокольным звоном по коронавирусу…»

Псков: собьем с себя корону гордости

– Сегодня я обращаюсь к псковской пастве с настоятельной просьбой, чтобы все молитвы были перенесены домой. Я думаю, что это мы сможем обеспечить, и люди этой поймут. Посещаемость храмов и монастырей сейчас в разы меньше. Во внебогослужебное время храмы будут открыты, чтобы люди смогли туда прийти, когда не будет много людей. Что касается причастия, мы, скорее всего, тоже перенесём причастие на внебогослужебное время. Так происходит на Украине, так это происходит в Русской зарубежной церкви в Европе. Мы воспользуемся их опытом, – заявил митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов на заседании регионального оперативного штаба по противодействию коронавирусной инфекции, это было неделю назад.

Владыка Тихон на заседании штаба по борьбе с коронавирусом

Днем ранее на службах в псковских храмах корреспондент сайта Север.Реалии застал по одному сотруднику полиции – они наблюдали, чтобы на службе было не более 50 человек.

31 марта владыка Тихон все-таки закрыл храмы для посещения. Теперь богослужения должны совершаться только клиром, без прихожан, а для причастия в церковь могут прийти не больше двух человек за один раз и по предварительной договоренности.

Позиция Псковской епархии изменилась после обращения патриарха Кирилла и первой смерти от коронавируса в Пскове. Ранее все храмы работали в обычном режиме – совершались все службы и богослужения. В ответ на просьбу о комментарии пресс-служба епархии отсылала к интервью настоятеля храма Анастасии Узорешительницы иерея Евгения Ковалева, который рассказывал, что главное – не поддаваться панике.

– Я не говорю о том, что эпидемия коронавируса должна остаться без нашего внимания. Но создавать вокруг этого панику не стоит. Само слово это не должно присутствовать в лексиконе. Употребляя его, мы косвенно воздействуем на людей и подталкиваем их к паническому состоянию, – считает иерей Евгений.

Он также сообщил, что в Псково-Печерском монастыре и Троицком кафедральном соборе прихожанам предоставили возможность выбрать, как причащаться: с дезинфекцией лжицы (ложечки, с которой священник причащает людей. – СР) или как обычно. В этих местах причащают из двух разных чаш. В остальных храмах священник может сам выбрать, как причащать прихожан. Иерей Евгений заметил, что в его храме продолжают причащать без дезинфекции лжицы.

– К тому же сейчас мы предупреждаем прихожан: если вы чувствуете недомогание, останьтесь дома. В особенности это касается людей пожилого возраста, старше 65 лет. Мы советуем им подумать о своем здоровье и не подвергать опасности здоровье прихожан. Люди все воспринимают разумно: они знают, что мы за них помолимся в храме, а они молятся дома, – сказал священник. Он добавил, что все храмы обеспечены дезинфицирующими средствами.

Димитрий Васильев

В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дедовичах объявили, что не будут отменять богослужения в храме и соборование, которое пройдет в середине недели. Настоятель церкви протоиерей Димитрий Васильев призвал прийти на таинство только тех, кто в нем нуждается, и посоветовал не просить у Бога чудес. 3 апреля священник записал видео в поддержку находящихся дома верующих, где рассказал, что богослужения проводит в пустом храме. «Это скорбно и необычно, но в то же время представляю всех вас, будто вы здесь», – отметил протоиерей.

– Смотрел выступление одного человека по эпидемии, которая сейчас. Он говорит: «Хоть я и атеист, но знаю некоторые вещи: люди больше заражаются, когда гордятся, – поделился настоятель отец Димитрий. – Не будем же гордиться, собьем с себя эту корону гордости. Хорошо надеяться на Бога, но не нужно у него просить чуда. Не надо считать, что достоин чуда. Не будем искушать Господа Бога. Не вынуждайте Бога на чудеса. «Мне Бог поможет» – гордо звучит, да? Надо считать себя недостойным чуда. И тогда Господь точно поможет.

Причастие как панацея?

Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?

Когда мамы говорят своим детям о Причастии: «Сейчас ты будешь кушать булочку/просфорочку/варенье», — это очень неправильно. Ко Причастию должны подходить те, кто осознаёт, к чему они подходят. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа нашего Иисуса Христа. У такого человека нет страха, что он заразится.

Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.

Если думать: «Я причащусь и не заболею, или выиграю в лотерею», — это извращение самой христианской веры. Если ты христианин, ты жаждешь Христа и хочешь, чтобы Он был в твоей жизни. А успех в делах, здоровье — категории земные. Да, Господь помогает нам, когда мы о чём-то Его просим, но сугубо для нашего спасения. Болезнь может быть тоже волей Божией — чтобы человек образумился и перестал грешить, задумался о своей жизни. Таких случаев, когда через болезни, стихийные бедствия, другие несчастья человек поворачивается к Богу — миллионы.

После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.

Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если человек с истинной верой подошёл к Чаше и причастился Святых Христовых Таин, молился Богу об исцелении, Господь может через Своё Причастие исцелить этого человека Своей силой. Но говорить, что это правило и так непременно произойдёт, значит расписаться за Бога или же предъявить Ему требование: «Я подхожу к Чаше, и, значит, Ты меня обязательно исцели. Я грешен, не живу по заповедям, но Ты должен это сделать, потому что я подошёл». Такой подход в корне неверен. Всё происходит по нашей вере, молитве, но и по воле Божией. Даже сидя в своих домах взаперти, мы не сможем избежать болезни, если для спасения нашей души Господу будет угодно нам её дать.

Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.

Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?

Когда можно навестить больного Covid-19

Существуют ситуации, когда можно навестить больного коронавирусом. Это может быть только в том случае, когда заболевший находится на домашнем лечении и переносит недуг в легкой форме. Посещать такого человека требуется только в исключительных случаях и как можно реже, если позволяет ситуация

Обратим внимание, что врачи рекомендуют навещать больного ограниченному кругу лиц, желательно чтобы это был один человек, который будет все время приходить к больному. Посетитель должен быть здоровым и не иметь хронических или иммунодефицитных болезней, поскольку это автоматически делает его уязвимым к Ковиду

Работают ли церкви в связи с коронавирусом

На фоне стремительного распространения коронавируса в России с 28 марта была объявлена всеобщая самоизоляция. В городах и населенных пунктах временно закрылись рестораны, косметологические и спортивные заведения, торговые центры. Продолжили работу только предприятия непрерывного цикла, медицинские клиники, аптеки и продуктовые магазины.

В связи с этим у многих верующих появился вопрос, не закроют ли на время карантина и церкви. Богослужения в храмах традиционно проходят в многолюдной обстановке, что нежелательно в условиях эпидемии. К тому же отнести церкви к жизненно-важным для горожан учреждениям все-таки нельзя.

В настоящий момент храмы в России работают в обычном режиме. Закрытия на карантин не предвидится, церковь можно посещать во время коронавируса, хотя при этом священники рекомендуют тщательно соблюдать правила профилактики.

Внимание! С подтвержденным диагнозом COVID 19 верующим необходимо оставаться дома. В такой ситуации поход в храм на богослужение станет безответственным поступком и поставит под угрозу здоровье всех прихожан.

Как проходят службы в церкви при коронавирусе

В связи с эпидемией некоторые особенности богослужений изменились. Новые правила в церкви при коронавирусе позволяют не распространять инфекцию среди прихожан:

  1. Ложку после Причастия протирают проспиртованным платком после каждого человека.
  2. Просфоры раздают в одноразовых гигиенических перчатках.
  3. Пить прихожанам предлагают из одноразовых стаканчиков, каждому индивидуально.
  4. Для протирания губ дают бумажные салфетки, которые затем сжигают. Платками только протирают ложки для Причастия и держат реликвии, причем после службы подвергают ткань стирке и кипячению.
  5. Святую воду регулярно меняют. Крещения проводят строго индивидуально для каждого из младенцев. Воду в купель каждый раз набирают новую, а саму емкость еще и тщательно дезинфицируют.
  6. Помазание совершают при помощи ватной палочки или бумажной салфетки. И то, и другое после использования сжигают.

Санитарные нормы в храмах соблюдаются очень тщательно, все предметы общего пользования постоянно обеззараживают
Важно! При причастии в церкви во время коронавируса прихожанам рекомендовано отказаться от целования Чаши, креста и рук священнослужителя.

Как церковь борется с коронавирусом

Во время эпидемии храмы не только меняют правила богослужений, но и предпринимают дополнительные меры профилактики коронавируса в церкви. Среди них можно перечислить:

  • дезинфекцию богослужебных сосудов, после каждого использования их тщательно протирают и омывают кипятком для уничтожения вирусов и микробов;
  • заботу о свежем воздухе, в храмах, приходах и монастырях установлены обязательные графики проветриваний;
  • очищение икон, в период коронавируса прихожанам в принципе не советуют прикладываться к ликам святых, однако на всякий случай регулярно протирают их спиртовыми растворами;
  • измерение температуры у священников, по утрам для сотрудников храмов проводится обязательная термометрия, о недомогании служители церкви должны сообщать игуменам и настоятелям;
  • личную гигиену — священники обязаны мыть руки не реже, чем 1 раз в 2 часа.

Меры предосторожности от коронавируса в церкви предусматривают временную приостановку работы воскресных школ, кружков и секций

Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?

Находить возможность помолиться дома, особенно в богослужебное время: или включить трансляцию службы, или совершить с вниманием, например, 100 молитв Иисусовых, или почитать акафист (сейчас самое время «Страстям Христовым»), или в праздничный период пасхальный канон, и(ли) хотя бы творения какого-либо святого подвижника (аввы Дорофея, свт. Игнатия, схиигумена Иоанна Валаамского и др.)

Теперь много возможностей проверить и укрепить свою веру.

О причащении. Можно, наверное, понять, что мы, верующие, дошли в настоящее время в своей духовной жизни до такого состояния, что Сам Господь Своим промыслом налагает на нас епитимью, и мы оказываемся на какое-то время под запрещением, отлученными от Причастия. Это, конечно, очень трудно принять нашему самомнению. Но если хотя бы немного посмотрим в себя, то поймем, что достойное по делам нашим получаем (Лк. 23: 41), и может быть, смиримся. В случае же упорного хождения в храм причащение в нем может для верующего оказаться совсем не благом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»

В отношении куличей и проч.: многие священнослужители советуют окропить их дома святой водой с пением (чтением), если возможно, воскресного тропаря 2-го гласа: «Егда́ снизше́леси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный…».

Посещения храма во время коронавируса

Поэтому призыв к временному воздержанию от посещения храмов – это не акция врагов Церкви, не придуманное устрашение для какого-то порабощения людей, например, их чипирования. Возникшая эпидемия, есть закономерное следствие общего духовного и нравственного состояния человечества и, прежде всего, конечно христиан, ибо Церковь есть закваска общества. Почему апостол и предупреждает: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1Кор. 5: 6).

Сейчас промыслом Божиим дается малое время засвидетельствовать свою веру перед Богом не хождением в храм по обыкновению, а освятить свой домашний угол действительной молитвой. Хотя бы час отвести на это. Можно молитвой Иисусовой, чтением какого — то акафиста, или воспользоваться интернетом и включить Богослужение какого-либо храма. Много теперь существует возможностей проверить свою веру.

А вот под предлогом борьбы за веру поднять православных на неповиновение призыву государственной власти и церковного священноначалия, устроить общественные беспорядки и затем обвинить Православие – это очень излюбленное занятие известного рода идеологов, которых у нас немало.

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.

Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств

Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.

Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.

Советуем прочитать:

У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют

Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома

А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector