Изменения 44-фз и 223-фз из-за пандемии коронавируса

Содержание:

Как коронавирус повлияет на договорную работу?

В типовой договор, больше по инерции, чем осмысленно, обычно включалась ссылка на обстоятельства непреодолимой силы, возможность изменить, расторгнуть договор или отказаться от него. Однако она формально повторяла общие правила и теперь её практическая ценность довольно сомнительна.

Поэтому в условиях пандемии, когда невозможность исполнить договор стала реальностью, оговорка о коронавирусе в договоре должна прорабатываться с особой тщательностью.

Строить договорную работу компании следует, исходя из самого мрачного предположения: договор может попасть под угрозу форс-мажора. Там, где возможно, стоит договориться с контрагентами о пересмотре условий ранее заключенных контрактов в части регулирования непреодолимой силы, возможности прекращения договора и распределении обоюдных рисков.

Заключение договоров в период коронавируса требует проработать вопросы:

  • какие события стороны обоюдно признают непреодолимой силой;
  • последствия возникновения форс-мажора для сторон;
  • чем доказывать;
  • возможность расторжения или изменения договора в связи с форс-мажором;
  • сроки уведомлений о наступлении чрезвычайных событий;
  • порядок распределения возможных убытков.

COVID-19ДоговорыСуды

Сохранить:

Распечатать
Связаться с адвокатом

Изменения сроков исполнения договора или контракта по 223-ФЗ

Изменения коснулись и Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данные изменения оформлены в виде от 24 апреля 2020 года. В соответствии с такими изменениями в течение периода, объявленного, как период нерабочих дней:

  • сроки, которые предусмотрены Федеральным законом №223-ФЗ и считаются в рабочих днях, должны определяться в календарных днях. Но при этом суббота и воскресенье в данном случае учитываться не должны, а также не должны учитываться официальные общероссийские праздничные дни (1 мая 2020 года является общероссийским праздничным днем, приходится на пятницу — его в расчетах сроков учитывать нельзя);
  • если последний день определяемого по данному закону срока приходится на нерабочий день, то этот нерабочий день так и остается последним днем срока. В том же случае, если такой последний день срока пришелся на субботу, воскресенье или праздничный день, считающийся выходным (например, 1 мая), то в этом случае последним днем срока будет считаться первый нерабочий день, следующий за таким выходным или всероссийским праздничным днем.

В тех случаях, когда стороны нашли возможность договориться об изменении сроков в связи с неблагоприятной обстановкой, такое изменение сроков возможно, но при условии полного соблюдения правил, предусмотренных действующим законодательством, в том числе Гражданским кодексом (в первую очередь, от изменения сроков в условиях распространения коронавирусной инфекции не должны страдать стороны такого договора).

Продление из-за уменьшения финансирования

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Отмена закупки у ед. поставщика

Заказчик провел закупку работ по строительству медпункта без проведения тендера. Более того, в заключенном контракте отсутствовало обоснование цены. Антимонопольная служба обратилась в суд, чтобы признать сделку недействительной и отменить закупку.

18 августа АС Республики Северная Осетия — Алания отказал в иске, приняв во внимание новые обстоятельства — распространение коронавирусной инфекции и режим повышенной готовности, который введен в регионе (решение по делу № А61-1426/2020)

ВАЖНО!

ВАЖНО!

Вывод: суд принимает во внимание не только факт нарушения, но и учитывает ситуацию в регионе.

Что можно предпринять, если контрагент не может исполнить обязательство из-за эпидемии?

Уточнить, имеется ли пункт о коронавирусе в договоре и действовать в соответствии с ним. Оценить, насколько убедительны приведённые причины нарушения договора. Общая ссылка на эпидемию, или введенные ограничительные меры необоснованны. Сами по себе они не исключают исполнение.

Важно убедиться, что уведомление не продиктовано намерением воспользоваться критической ситуацией, для безнаказанного неисполнения обязательства. И дать мотивированный ответ контрагенту, в котором обосновать, почему указанные им причины нельзя учесть

Возможно, контрагент прав, и существуют объективные препятствия. Тогда придётся решать, имеет ли смысл дожидаться окончания форс-мажора, или отказаться от договора и известить о решении заявителя.

При оценке не обеспеченных (залогом, банковской гарантией) обязательств, необходимо определить, настаивать ли на исполнении, или отказаться от договора.

Если из-за неисполнения обязанностей другой стороной компания рискует не выполнить свои обязательства перед другими контрагентами, необходимо уведомить их о возможной просрочке.

Чтобы уменьшить убытки от последствий эпидемии, с контрагентом стоит провести переговоры, чтобы принять один из вариантов:

  • продлить срок договора;
  • подписать дополнительное соглашение;
  • расторгнуть договор.

Нормативная база

Собрали документы, которые помогут разобраться в правилах и ничего не нарушить.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Об увеличении времени исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств

Письмо Минфина №24-03-07/15585 от 03.03.2020

Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия

Письмо Минфина №24-03-07/18880 от 12.03.2020

Об изменении существенных условий контракта с единственным поставщиком, в том числе цены и периода его исполнения

Письмо Минфина №24-03-07/99997 от 20.12.2019

О праве заказчика изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком

Письмо Минфина №24-03-07/99602 от 19.12.2019

О пролонгации заключенных бюджетным учреждением госконтрактов в рамках закупок

Письмо Минфина №24-03-08/6836 от 06.02.2018

Продление сроков из-за коронавируса

До конца 2020 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

  1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
  2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2020 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

Минфин и ФАС признали пандемию COVID-19 форс-мажором:

  Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.   По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.  

Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Что считается форс-мажором при коронавирусе

Примерный перечень обстоятельств, которые признаются форс-мажором, в том числе и при коронавирусе, приведен в п. 1.3. Положения о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, утв. постановлением Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14.

К форс-мажору, в частности, относятся:

  • массовые и документально подтвержденные заболевания (эпидемии);
  • введение чрезвычайного положения;
  • диверсии;
  • ограничения перевозок;
  • запретительные меры государств;
  • запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами.

К форс-мажору не относятся:

  • нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
  • отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров;
  • отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис;
  • отсутствие клиентов из-за карантина и введения предупредительных санитарных норм и рекомендаций;
  • изменение валютного курса, девальвация национальной валюты;
  • преступные действия неустановленных лиц.

Таким образом, обстоятельства, так или иначе обусловленные коронавирусом и не зависящие от воли сторон договора (контракта), могут быть признаны форс-мажором. Причем организация/ИП, желающие избежать договорной ответственности, обязаны будут предоставить документальное подтверждение наличия обстоятельств, которые помешали исполнить договор.

Верховный Суд РФ в своем обзоре отмечает, что для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств сторона сделки, ссылающаяся на форс-мажор, должна доказать:

  • наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы (временных антивирусных мер);
  • наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  • непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  • добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Основания для продления госконтрактов

Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:

  1. Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
  2. Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2020 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
  3. Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

ВАЖНО!

Обязательное условие, по которому можно продлить срок выполнения задания по муниципальному контракту, — такая возможность предусмотрена его положениями и тендерной документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

ВАЖНО!

Изменение условий договора по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, — нарушение, за которое заказчик получает штраф: 20 000 руб. на физлицо и 200 000 руб. — на юридическое (ч. 4 ст. 7.32 КоАП).

Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств по контракту или договору в срезе Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»

Основным изменением, которое коснулось данного закона, является включение в статью 33 указанного закона новых правил относительно заключения контракта.

Согласно новой , с 1 июля у заказчика появляется право установить требование о том, что потенциальный исполнитель обязан обеспечить исполнение своих гарантийных обязательств. При этом заказчик не имеет права установить требование о гарантийных обязательствах исполнителя контракта более, чем десять процентов начальной максимальной цены контракта.

Изменения коснулись также и . Основное изменение коснулось размера обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить исполнитель при заключении контракта. Данная часть будет работать при условии, что речь идет о закупках закрытым способом, то есть для исполнения гособоронзаказа — заказчик имеет право установить требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения контракта потенциальным исполнителем в размере от 0,5 до 30% от начальной максимальной цены контракта. Однако в этом случае будут некоторые нюансы, а именно:

  • если по контракту предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру такого аванса;
  • если размер аванса по контракту будет выше, чем 30% от начальной максимальной цены контракта, то обеспечение должно быть установлено в размере такого аванса;
  • если условиями контракта предусмотрено казначейское сопровождение, и оно распространяется, в первую очередь, на выплату аванса, то обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, установленном заказчиком в процентном соотношении к начальной максимальной цене контракта, но уменьшенном на размер выплаченного аванса.

Еще одно изменение коснулось тех контрактов и договоров, которые имеют обязательное казначейское сопровождение. Для таких контрактов заказчик имеет право не устанавливать требование об обеспечении исполнения обязательств по контракту. Если же обеспечение будет установлено, то оно должно быть не более десяти процентов от начальной максимальной цены контракта.

Самозанятые граждане и участие в государственных и муниципальных закупках

Изменение сроков контракта в связи с COVID-19

В адрес консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру»  поступают вопросы клиентов, связанные в осуществлением закупок в период пандемии, обусловленной коронавирусной инфекцией (COVID-19). Ответы на часть из таких вопросов уже дало Правительство РФ в своем постановлении от 03.04.2020 № 443. Вместе с тем, часть вопросов до сих пор требуют отдельного пояснения. Например, заказчики и поставщики спрашивают о сроках исполнения обязательств, предусмотренных контрактами.  В данной статье мы выскажем свою точку зрения по этим вопросам.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443, принятое в развитие ст. 111 Закона № 44-ФЗ, распространяет свое действие только на отношения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения контракта. При этом названное постановление не регулирует отношения, предусмотренные контрактом, в том числе не отвечает на вопросы о том, что делать сторонам со сроками исполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом: продлевать или нет?

Ответ на данный вопрос частично содержится в Указе Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). Согласно п. 2 Указа № 239 виды организаций, деятельность которых приостанавливается (ограничивается) на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. При этом, под такие приостановки и ограничения не подпадают организации, перечисленные в п. 4 Указа № 239. Следовательно, если поставщик (подрядчик, исполнитель) попадает под исключения, указанные в п. 4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан выполнить свои обязательства по контракту в сроки, которые в нем предусмотрены.

Единственное, пожалуй, исключение из данного правила предусмотрено ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Названная норма позволяет сторонам подписать соглашение к контракту об изменении его условий, если невозможность его исполнения обусловлена COVID-19. Однако, для подписания такого соглашения заказчику потребуется получить положительное решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, что не каждому заказчику под силу.

Вторая ситуация: поставщик (подрядчик, исполнитель) подпадает под исключения и должен приостановить (ограничить) свою деятельность в соответствии с решением главы субъекта РФ на территории такого субъекта. В этом случае, по нашему мнению, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта со ссылкой на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не вправе применять к поставщику (подрядчику, исполнителю) штрафы в указанном случае, т.к. вина поставщика за нарушение обязательств отсутствует, но и не может продлить сроки исполнения обязательств по контракту в отсутствие положительного решения, предусмотренного ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

У заказчика 2 выхода из данного положения:

  • расторгнуть контракт по соглашению сторон со ссылкой на ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • принять продукцию по контракту с просрочкой, формально начислить поставщику (подрядчику, исполнителю) пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, отразить такое начисление в реестре контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) (прим.: порядок списания неустойки в 2020 году Правительство РФ пока не утвердило (на день опубликования статьи), но мы его ждем).

Несколько иначе ситуация обстоит с продление сроков исполнения обязательств при заключении контракта по Закону № 44-ФЗ в период действия карантина. В данном случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 позволяет продлить срок исполнения обязательств на срок, не превышающий период от даты заключения контракта до даты окончания карантина (пп. «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 443)

Важно заметить, что соглашение об изменении сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Позиция Верховного Суда по признанию коронавируса форс-мажором

Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 21.04.2020 № 1 признал, что распространение коронавирусной инфекции само по себе , освобождающим от ответственности за неисполнение обязательств.

Форс-мажором могут признаваться только принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению распространения коронавируса, а также временные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. К мерам, имеющим признаки форс-мажора, относятся:

  • запрет на передвижение транспортных средств;
  • ограничение передвижения физических лиц;
  • приостановление деятельности предприятий и учреждений;
  • отмена и перенос массовых мероприятий;
  • введение режима самоизоляции граждан и т. п.

Все перечисленные меры могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом признание антивирусных мер, принимаемых властями, форс-мажором зависит от типа осуществляемой организациями/ИП деятельности, условий ее осуществления, а также региона, в котором действует организация/ИП.

Понятно, что если в регионе осуществления предпринимательской деятельности не было введено никаких ограничительных мер, то организации и ИП, нарушившие договорные обязательства, не вправе ссылаться на коронавирус. И наоборот — если договор не был исполнен, например из-за отмены массовых мероприятий или приостановления работы предприятия, то организация и ИП могут избежать ответственности за нарушение обязательств, сославшись на форс-мажор.

То же самое касается и финансовых трудностей, которые сейчас испытывают многие предприятия. 

ВС РФ отмечает, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Но если отсутствие денег вызвано, например, запретом деятельности, установлением режима самоизоляции и т. п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в связи с форс-мажором.

Расторгнуты госконтракты на детский отдых и выставки

Еще одной новеллой стало освобождение бизнеса от необходимости вносить на депозит обеспечение по госконтракту. Правда, только в том случае, если не требуется внесение аванса. По словам Дмитрия Готовцева, отказаться от обеспечения по остальным госконтрактам не представляется возможным, но он допустил возможность уменьшения размера обеспечения (сейчас 30% от стоимости контракта). Так что бизнесу придется все равно хранить деньги на депозите, отвлекая их от оборота. Зато Минфин разрешил во время пандемии проводить закупки без предварительного отбора поставщика.

Какие госконтракты прекращены? По словам Готовцева, их расторжение произошло в двух сферах — это организация отдыха детей в санаториях и проведение выставочных мероприятий. Во всех остальных областях контракты приостановлены.

Обобщая сказанное, Елена Дыбова высказала благодарность Минфину за оперативные решения. «Вы предотвратили коллапс в системе госзакупок. Бизнес мог бы утонуть в судебных разбирательствах» , — резюмировала она. Напомним, что еще 20 марта, на совещании президиума координационного совета по коронавирусу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил «решение, которое позволит смягчить негативные последствия от эпидемии», а именно прекратить штрафовать исполнителей по госконтрактам, если они нарушили свои обязательства.

Луиза Игнатьева

ЭкономикаБюджетФинансы Татарстан

Неоплата из-за пандемии

Вуз заключил контракт на проведение текущего ремонта, и подрядчик выполнил работы. Заказчик их не оплатил в связи с недостатком средств, на что получил претензию, которая не способствовала выплате. Тогда подрядчик обратился в суд.

16 июля АС Чувашской Республики частично удовлетворил иск в связи с тем, что расчет пени проведен неверно, и постановил взыскать с заказчика другую сумму (решение по делу № А79-3793/2020):

ВАЖНО!

Вывод: недофинансирование в связи с урезанием бюджета не является форс-мажором и основанием для освобождения от оплаты по контракту. Снижение доходов в связи с ограничительными мерами, которые приняты в РФ для недопущения распространения коронавирусной инфекции, необходимо доказать.

Министерство финансов

17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы. Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок. Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется. В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.

Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса. Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.

Как получить заключение

Чтобы получить заключение, нужно подать в ТПП заявление. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы, утв. постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23.12.2015, в нем нужно указать:

  • сведения о госконтракте, который невозможно исполнить в связи с коронавирусом — его реквизиты, наименование и предмет;
  • перечень обязательств, которые принял на себя исполнитель, а также порядок и сроки их исполнения, установленные контрактом;
  • описание обстоятельств непреодолимой силы — эпидемии коронавируса;
  • ссылки на документы, которые подтверждают то, что коронавирус оказал непосредственное влияние на исполнение договора (указы властей, переписка с контрагентами, цепочка договоров, если проблемы с исполнением обязательств возникли у первоначального поставщика или производителя и пр.);
  • дату возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  • контактные данные заявителя (телефон и электронная почта).

Платить за выдачу заключения не требуется — документ оформляется бесплатно.

Внимание! На территории города Москвы распространение коронавируса COVID-19 признано обстоятельством непреодолимой силы (указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector