Пандемия вынудила смольный перенести слушания по генплану в интернет

Слушать и обсуждать

По словам Григорьева, проведение обсуждений Генплана планируется в третьем квартале нынешнего года, то есть в период с июля по сентябрь. Тогда же проект будет размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (что тоже планировалось сделать в мае. — Ред.).

Но есть небольшая проблема: чтобы успеть организовать такое обсуждение в третьем квартале, поправки должны быть уже приняты к этому моменту. Поскольку речь идет о городском законе, чиновникам не обойтись без участия депутатов.

Между тем в профильной комиссии ЗакСа — по городскому хозяйству — пока еще даже не видели новый документ, сообщил «ДП» руководитель ее экспертной группы Александр Карпов. Впрочем, время у Мариинского дворца еще есть. Обычно парламент уходит на каникулы в июне, но в этом году, вероятно, перерыв в его работе будет только в августе, а может, народные избранники и вовсе будут трудиться без перерыва, предполагает Карпов.

В строгом формате

Большое значение имеет, как именно будет организована процедура интернет–обсуждений. Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Владимир Линов в комментарии «ДП» отметил, что дистанционные слушания могут «отсечь часть населения, которая не пользуется интернетом либо плохо им владеет». Это их недостаток

Кроме того, живое общение «априори важно». Но в случае Генплана ситуация все–таки особенная

«Обсуждение таких серьезных тем, как Генеральный план, должно вестись максимально формализовано», — полагает ученый. Здесь прежде всего важны мнения профессионалов и уместен строгий формат протокола с приложениями к нему. Впрочем, вопрос может отпасть сам собой

В ближайшем будущем проведение слушаний могут разрешить с соблюдением мер предосторожности, предполагает Линов

И не поорать

Заместитель гендиректора ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин не видит смысла в очных слушаниях: «В том виде, как они сейчас проходят, там крик и ор». Замечания, которые остаются в протоколе, как правило, подаются письменно — это можно сделать и не в день проведения собрания. Само собрание особо ничего никому не разъясняет. Тот, кто хочет разобраться, может посмотреть пояснительные материалы, вместо того чтобы выслушивать тот же доклад на слушаниях.

Слушания по Генплану важны для всех жителей, убежден координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов. С одной стороны, публичные собрания неудобны тем, что большому числу людей сложно в один день оторваться от дел и куда–то прийти. Зато это удобно организованным группам, которых заинтересованные стороны приглашают туда за деньги. Поэтому слушания всегда были уязвимы к массовкам.

С другой стороны, неспециалистам сложно разобраться в материалах без определенных разъяснений. Даже чтобы сформулировать письменное замечание, нужно хотя бы минимально быть в теме. Члены комиссии на собрании могут ответить на какие–то вопросы, например разъяснить назначение той или иной зоны в Генплане. В этом сильная сторона слушаний.

Чтобы при общественных обсуждениях эта возможность не ушла, целесообразно было бы предусмотреть онлайн–консультации, полагает Литвинов.

Идите в МФЦ

Добавим, что в Москве правила общественных обсуждений через интернет были утверждены около года назад. В них говорится, что от участников требуют пройти идентификацию. Желающие могут получить доступ к сайту обсуждений с компьютеров в МФЦ.

Московские общественные активисты выражали озабоченность тем, что в условиях самоизоляции на обсуждения выносили проекты (в основном по реновации), которые можно было отложить до улучшения эпидемиологической ситуации. С учетом того, что МФЦ в этот период были закрыты, часть людей, не слишком подкованная технически, могла быть отрезана от этой процедуры.

Генплан не ждет

При этом на июнь–июль были запланированы слушания по главному градостроительному документу — новому Генплану. А этот проект ждать долго не может. Расчетный срок действия нынешнего Генплана заканчивается в 2021 году. Продлевать его в очередной раз уже не видят возможности.

Как сообщил «ДП» главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, недавно были подготовлены поправки к закону №400–61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт–Петербурге».

Сегодня этим законом предусмотрены только собственно слушания, которые требуют обязательного проведения общего собрания. Теперь в него вдобавок хотят внести «общественные обсуждения». «В отличие от слушаний, обсуждения проводятся с использованием сети интернет, что обеспечит возможность участия в обсуждении градостроительной документации без риска для здоровья», — пояснил Григорьев. Отметим, что такая возможность с 2017 года допускается Градкодексом.

Дискриминационный характер ограничений по отношению к публичным мероприятиям

Запрет на публичные мероприятия может сохраняться тогда, когда многие другие карантинные ограничения снимаются. Наглядный пример тому — Москва, где разрешено посещать кафе, кинотеатры, футбольные матчи, но проводить акции вплоть до одиночных пикетов по-прежнему запрещено. Ограничения для публичных мероприятий могут быть строже, чем для массовых мероприятий, хотя они ничем не отличаются с точки зрения рисков во время эпидемии.

В Московской области с 31 июля снят запрет (с определенными ограничениями по заполняемости) с «досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением публичных мероприятий».

  • В Псковской области ограничено число участников публичных и массовых мероприятий, а религиозные церемонии проводятся без ограничений.
  • В Белгородской области запрещены любые публичные мероприятия, хотя разрешено проводить «культурные и развлекательные мероприятия» на открытом воздухе.

Кроме того, делаются исключения для конкретных событий. Часто это официальные мероприятия, связанные с памятью о Великой Отечественной войне.

  • В Приморском крае и Липецкой области запрет не распространяется на «праздничные шествия в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
  • В Ставропольском крае «мероприятия с очным присутствием граждан» за исключением «мероприятий по подготовке и проведению военного парада и артиллерийского салюта» в связи с празднованием 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.
  • В Тамбовской области сделано исключение для Всероссийской акции «Бессмертный полк».
  • На Камчатке любые публичные мероприятия, при этом разрешены: международный фестиваль «Камчатка — Россия — Мир» 27–30 августа, Всероссийская выставка собак всех пород 29–30 августа, выставка-ярмарка камчатских производителей и работников сельского хозяйства «Елизовская осень» 5–6 сентября, Всероссийский исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны — «Диктант Победы» 3 сентября.
  • В Амурской области ограничение не распространяются на линейки 1 сентября, мероприятия в рамках Дальневосточного театрального фестиваля «Золотая маска», XVIII Открытого российского фестиваля кино и театра «Амурская осень».
  • В Белгородской области разрешено проведение ряда официальных праздников: Дня Прохоровского поля, дня муниципального района, городского округа, города в муниципальных образованиях.

Что делать

По данным dp.ru, в пятницу, 3 апреля, в Петербурге состоится заседание Комиссии по землепользованию и застройке, на котором будет, в частности, обсуждаться сложившаяся ситуация. Возможно, будет взят курс на переход от процедуры публичных слушаний к процедуре публичных обсуждений. Их основное отличие заключается в том, что публичные обсуждения не предполагают общего собрания. Однако быстро перейти не получится.

«Во-первых, нужно переписать закон Петербурга о публичных слушаниях, а во-вторых, нужно согласовать регламенты проведения экспозиций и консультаций, чтобы, с одной стороны, не нарушать права граждан, а с другой стороны, не подвергать никого опасности», — говорит Александр Карпов. Остается только гадать, что произойдет быстрее — будут подготовлены необходимые изменения или завершится пандемия коронавируса.

Дополнительные требования и ограничения

Чаще всего ограничения имеют форму запрета акций с тем или иным числом участников или определенных форматов. В некоторых регионах встречаются и другие ограничения: вводятся дополнительные требования, усложняющие проведение мероприятий.

  • Например, указ губернатора Оренбургской области обязывает «общественные объединения не выступать организаторами проведения публичных мероприятий».
  • В Магаданской области митинги разрешено проводить только в «специально отведенных местах» — так называемых гайд-парках. На весь регион выделено одиннадцать таких площадок, включая одну в административном центре — Магадане.
  • Иногда дополнительно говорится про соблюдение санитарных требований. Устанавливается минимальная дистанция между участниками или минимальная площадь территории для одного участника (например, в Пермском крае она составляет 4 квадратных метра), обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок, респираторов, перчаток). В Пермском крае дополнительно действует требование измерять температуру участникам публичных мероприятий (кто должен это делать — неясно).

Усложняется процесс согласования мероприятий.

  • В Брянской области все публичные мероприятия необходимо согласовывать с региональным управлением Роспотребнадзора. Исключение не делается даже для одиночных пикетов, которые при обычных условиях можно проводить без уведомления.
  • В Волгоградской области проведение «массовых мероприятий с очным присутствием граждан», однако их все же разрешено проводить при согласовании с оперативным штабом.
  • В Псковской области публичные мероприятия с участием более 30 человек нужно согласовывать с Главным государственным санитарным врачом по региону.

Даже если само по себе требование о дополнительном согласовании акций может быть оправдано, оно сформулировано так, что неясно, как его следует реализовывать на практике. Если учесть, что и в обычных условиях процедура согласования является крайне сложной и чрезмерно зарегламентированной (как на федеральном, так и на региональном уровне), дополнительные требования могут привести к тому, что проведение акции окажется невозможным.

Несогласованность новых требований с уже существующими наглядно иллюстрирует пример Пермского края. «Коронавирусным» указом губернатора в регионе разрешено проводить одиночные пикеты (но только если при этом не используется «быстровозводимая сборно-разборная конструкция»), а также мероприятия с участием до 400 человек, «проводимые на открытых пространствах, организуемые (согласованные) исполнительными органами государственной власти и государственными органами Пермского края с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю». Налицо сразу несколько проблем:

  1. Дополнительные требования распространяются на одиночные пикеты со специальными конструкциями, хотя с точки зрения рисков в условиях эпидемии наличие или отсутствие таких конструкций не играет никакой роли.
  2. Из указа неясно, кто должен уведомлять Роспотребнадзор о проведении мероприятия, является ли это дополнительной обязанностью организатора или органа власти, куда организатор подал уведомление.
  3. Наконец, в норме «порядок подачи уведомления» устанавливают законодательные власти субъекта. Согласно региональному закону, в Пермском крае уведомление о публичных мероприятиях подается только в органы местного самоуправления. Из этого следует, что публичное мероприятие априори не может быть согласовано с «исполнительными органами государственной власти» и, следовательно, оказывается под запретом.

В некоторых регионах ограничения, сформулированные в виде рекомендаций, дают властям повод не согласовывать публичные мероприятия или даже полностью запретить.

  • В Курской области главам муниципальных образований рекомендовано «отменить проведение массовых мероприятий» (подразумеваются ли под ними публичные мероприятия, и следует ли отменять только мероприятия, организованные муниципалитетами, или любые — неизвестно).
  • В республике Алтай действует требование перенести запланированные массовые мероприятия на более поздний срок. Непонятно, относится ли это к публичным мероприятиям, но, гипотетически, может использоваться как основание для отказа в согласовании.

Кто успел

Между тем несколько крупных проектов в Петербурге успели пройти процедуру публичных слушаний в марте, аккурат накануне введения антивирусных мер.

Во-первых, это город-спутник Южный, который собирается строить компания «Старт девелопмент». Для реализации проекта требуется ряд градостроительных согласований, которые теперь вышли на финишную прямую.

Компания JetBrains успела провести слушания по согласованию 54-метровой высоты для своего кампуса на берегу Финского залива около Яхтенной улицы. Он будет строиться по проекту голландского архитектурного бюро UNStudio. Проект оценивается в 6 млрд рублей. ЦДС прошла этот этап по своим землям в Парголово, где она запланировала высотную жилую застройку.

Группа RBI согласовала с местными жителями отель на Московском пр., 103, а СК «Монолит» — гостиницу (по некоторым данным, апартаменты) на улице Крыленко, около Дальневосточного проспекта.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Другие новости на тему

Человек и общество Вчера, 21:25 О планах на будущее расскажет в прямом эфире мэр Новосибирска В четверг, 24 декабря, мэр Анатолий Локоть в прямом эфире радио «Городская волна» расскажет о том, каким был уходящий 2020 год для столицы Сибири, а также о планах на 2021-й. 39 0 Человек и общество Вчера, 16:59 ДТП в Советском районе стало больше, а пострадавших – меньше 23 декабря в администрации прошло совещание, посвященное безопасности дорожного движения. Инспекторы ГИБДД рассказали о ситуации на дорогах, новом очаге аварийности и о том, почему чаще всего происходят аварии. 73 0 Человек и общество Вчера, 14:51 15 юных талантов из Советского района получили стипендии мэра На днях «Навигатор» сообщал о том, что 65 одаренных детей со всего Новосибирска стали обладателями стипендии от мэра. В течение всего следующего года ребята будут получать по 1200 рублей каждый месяц. 74 0

Резюме

В докладе исследуются запреты и ограничения, введенные российскими властями в связи с пандемией COVID-19 для пикетов, митингов и других публичных мероприятий, проходящих на открытом воздухе, и действующие на 1–3 сентября 2020 года. Подзаконные акты, регулирующие эти вопросы, часто меняются, поэтому самые последние изменения в отдельных регионах могут быть не учтены при анализе.

Какие ограничения действуют

Ограничения непосредственно для публичных мероприятий действуют в 35 регионах. В 26 из них (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) запрещены любые публичные мероприятия, независимо от числа участников. Под запретом здесь оказываются даже одиночные пикеты. В некоторых случаях полного запрета нет, но ограничивается число участников, возможные форматы акций, места проведения или усложняется процедура согласования. В некоторых регионах запреты сформулированы в форме рекомендаций, что может привести к отказам в согласовании.

Еще в 36 регионах мероприятия в целом ограничены, при этом «публичные мероприятия» не упоминаются, но гипотетически могут подразумеваться. В 24 из них запрет распространяются на мероприятия с любым числом участников.

Ограничения часто накладываются без указания срока действия. Из 71 региона, где есть явные или потенциальные ограничения для акций, только в 15 регионах в нормативных документах указывается конкретная дата окончания их действия. В остальных этот вопрос вообще не поднимается, или ограничения вводятся «до особого распоряжения», «до отмены режима повышенной готовности» или «до отмены запрета».

В целом по России пока явно рано говорить об ослаблении карантинных ограничений для публичных мероприятий. По приблизительной оценке, к началу сентября регионов, где полностью запрещены публичные мероприятия, даже больше, чем в конце марта.

При этом многие другие карантинные ограничения снимаются. Иногда делаются исключения для конкретных событий, например, для официальных мероприятий, связанных с памятью о Великой Отечественной войне. Это никак не согласуется с желанием помешать распространению инфекции и свидетельствует об использовании эпидемии как повода для ограничения свободы выражения.

Изучая региональные подзаконные акты мы встречали различные формы ограничения акций, но не видели в этих документах каких-либо норм, направленных на компенсацию запретов. Запрещая людям выражать свое мнение на улицах, власти не озаботились тем, чтобы расширить возможности его выражения в других формах, например — на площадках государственных СМИ или интернет-ресурсов.

Как ограничения вводятся

Режимы повышенной готовности из-за пандемии COVID-19 вводились главами субъектов или региональными правительствами, то есть не законами, а подзаконными региональными актами исполнительной власти. Здесь есть две проблемы: во-первых, федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов полномочиями по ограничению действий граждан в период режима повышенной готовности только 1 апреля, когда в большинстве регионов уже были введены ограничения; во вторых, федеральный закон не вводил конкретных ограничений, но делегировал весьма широкие полномочия региональным властям.

В процедуре принятия запретов не участвуют региональные законодательные власти, хотя некоторые обсуждаемые вопросы отнесены федеральным законом к ведению региональных парламентов.

В регионах не сложилось единой техники введения и обновления «коронавирусных» правил. Ограничения вводились разными органами власти и в форме различных подзаконных актов, имеющих различную процедуру подготовки и принятия, а также разным количеством последовательно или одновременно действующих документов.

В некоторых случаях остается непонятным, как выполнять введенные требования на практике: не всегда правила детализированы и имеют прописанную процедуру, в некоторых случаях новые правила не учитывают уже существующие и противоречат им.

Кто на очереди

Однако, кроме этих четырех проектов, на общественные слушания в апреле-мае собирались выносить и ряд других. Например, проект строительства около аэропорта Пулково командно-диспетчерского пункта «Вышка» для ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации». Организация запрашивала увеличение предельно допустимой высоты строительства.

Но еще более важным документом, который должен пройти слушания, является новый генплан Петербурга. Действующий был принят еще в 2005 году и был изначально рассчитан до 2015 года, однако его несколько раз продлевали. На данный момент готов проект нового документа, и в мае его должны были представить горожанам.

Он, в частности, должен урегулировать ситуацию с огромными массивами бывших сельскохозяйственных земель в Пушкинском и Приморском районах города. Сейчас они обозначены в генплане как территории развития. По текущему генплану с марта 2021 года на них будет разрешена застройка.

В проекте нового генплана эти территории проработаны более скрупулезно — там предусмотрены зоны рекреации, транспортные объекты и т. д., рассказал dp.ru эксперт Комиссии по городскому хозяйству ЗС СПб Александр Карпов. Теоретически владельцам земель, о которых идет речь, выгоднее текущая ситуация, дающая шанс на бесконтрольную застройку с максимальной отдачей от каждого квадратного метра.

Идите в МФЦ

Добавим, что в Москве правила общественных обсуждений через интернет были утверждены около года назад. В них говорится, что от участников требуют пройти идентификацию. Желающие могут получить доступ к сайту обсуждений с компьютеров в МФЦ.

Московские общественные активисты выражали озабоченность тем, что в условиях самоизоляции на обсуждения выносили проекты (в основном по реновации), которые можно было отложить до улучшения эпидемиологической ситуации. С учетом того, что МФЦ в этот период были закрыты, часть людей, не слишком подкованная технически, могла быть отрезана от этой процедуры.

В строгом формате

Большое значение имеет, как именно будет организована процедура интернет–обсуждений. Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Владимир Линов в комментарии «ДП» отметил, что дистанционные слушания могут «отсечь часть населения, которая не пользуется интернетом либо плохо им владеет». Это их недостаток

Кроме того, живое общение «априори важно». Но в случае Генплана ситуация все–таки особенная

«Обсуждение таких серьезных тем, как Генеральный план, должно вестись максимально формализовано», — полагает ученый. Здесь прежде всего важны мнения профессионалов и уместен строгий формат протокола с приложениями к нему. Впрочем, вопрос может отпасть сам собой

В ближайшем будущем проведение слушаний могут разрешить с соблюдением мер предосторожности, предполагает Линов

Юридическая информация

Правила подачи объявления на сайт

Условия подачи объявления:

Внимание, объявления модерируются. Это значит, что объявления будут опубликованы после проверки модератором.1

Подать объявление может только зарегистрированный пользователь2. Каждый пользователь может подать 15 бесплатных объявлений в месяц. Если Вы исчерпали свой лимит, то Вы можете подать дополнительное объявление за 10 руб.3. Объявление должно соответствовать Правилам размещения, в другом случае Ваше объявление будет удалено модератором.

Правила размещения:

1. Размещение контактной информации в поле «Описание» запрещено.2. Ваше рекламное объявление по своему содержанию должно соответствовать действующим законам РФ и этическим принципам нашего Издания.3. Нельзя размещать информацию об услугах интимного характера: услугах, связанных с оккультизмом, магией, гаданием; информацию, которая может ввести читателей в заблуждение и стать причиной финансового или материального ущерба; информацию о деятельности, способной причинить вред физическому и психическому здоровью граждан.4. Не должны нарушаться интеллектуальные права третьих лиц (чужие фото и т.д.). Фото и ссылки на видео не должны содержать сцен насилия, несчастных случаев, катастроф, грубого обращения с животными, приема и/или изготовления наркотических средств, изготовления взрывчатых веществ и пр.

В случае нарушения правил:

1. Редакция оставляет за собой право удалять объявления, поданые с нарушением правил.2. Если объявление было размещено с помощью платных услуг — деньги не возвращаются.

Формулировки запретов и граница между публичными и другими мероприятиями

Ограничения часто сформулированы в общем виде, что не позволяет с уверенностью говорить, распространяются ли они на публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, включая одиночные пикеты).

  • Например, в Псковской области до 14 августа были запрещены все публичные мероприятия за исключением «чрезвычайно важных и неотложных мероприятий». Что это означает и кто решает, является ли мероприятие неотложным, в документе не говорится. Ограничения, действующие на начало сентября, тоже вызывают вопросы из-за сложной структуры указа: сначала в тексте сообщается про запрет на проведение публичных и других мероприятий, затем перечисляются исключения, из которых также делаются исключения. При этом не очевидна иерархия абзацев и непонятно, исключения из каких исключений распространяются именно на публичные мероприятия.
  • В Смоленской области исключение из запрета делается для мероприятий «федерального и общеобластного значения (в любом формате), затрагивающих интересы и (или) предусматривающих участие» органов местного самоуправления или «населения всех или нескольких муниципальных образований» области. Что это означает — неясно.
  • Много спорных моментов в указе об ограничениях в Башкортостане: непонятно, распространяется ли разрешение на акции с числом до 50 участников, означает ли слово «воздержаться» запрет или только рекомендацию, а также какие исключения скрываются за формулировкой «за исключением случаев, предусмотренных настоящим указом » в девятом пункте, посвященном публичным мероприятиям.
  • В Тульской области запрет на мероприятия «не распространяются на деловые и иные мероприятия, проводимые организациями на своих территориях». При этом непонятно, что означает «своя территория».

Самая распространенная проблема — нечеткая граница между публичными и массовыми мероприятиями.

Нередко используются такие формулировки:

  • «и другие массовые мероприятия»,
  • «и иные аналогичные мероприятия с очным присутствием граждан»,
  • «иные подобные мероприятия»,
  • «иные мероприятия с присутствием граждан»,
  • «иных подобные мероприятия с массовым участием граждан»,
  • «и иные массовые мероприятия с очным присутствием граждан».

Тексты документов, где упоминаются публичные мероприятия, также не помогают определить, как авторы понимают границу между публичными и другими мероприятиями. В них используются такие формулировки:

  • «театрально-зрелищные, культурно-просветительские, зрелищно-развлекательные, спортивные, публичные и другие массовые мероприятия»,
  • «спортивные, зрелищные, публичные и иные массовые мероприятия»,
  • «массовые мероприятия, в том числе публичные»,
  • «публичные, массовые и иные подобные мероприятия».

Публичные мероприятия то перечисляются наряду с массовыми, то описываются как их разновидность. Это создает правовую неопределенность: во-первых, неясно, распространяются ли на «публичные мероприятия» ограничения, введенные для «массовых», во-вторых, неясны правила для одиночных пикетов, которые по закону относятся к публичным мероприятиям, но очевидно не являются массовыми.

Гипотетическая возможность того, что акции подпадают под общий запрет, уже сама по себе представляется фактором, ограничивающим свободу собраний: она может служить основанием для отказа в согласовании и пресечения акции властями, а также удерживает потенциальных участников и организаторов от проведения публичного мероприятия.

Введенное в Москве с марта 2020 года ограничение «публичных и иных массовых мероприятий» на практике истолковывается полицией и судами как запрет в том числе и одиночных пикетов. Летом 2020 года это привело к массовым задержаниям на одиночных пикетах в Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector