Школьники коронавирус
Содержание:
- Что делать, если ребенок заболел коронавирусом
- Чего ждать от воспитательных программ
- Антинаркотические проверки проведут по новой методике
- Последствия ковида у детей
- Профилактика коронавируса
- Что войдёт в бесплатные завтраки для младшеклассников
- Советы врачей при коронавирусе у ребенка
- Есть ли риск возвращения школьников на «дистанционку»?
- Что мы знаем о мутациях британского штамма?
- Может ли ребенок заболеть?
- Все надежды на иммунитет?
Что делать, если ребенок заболел коронавирусом
Порядок действий не отличается от такового для взрослых пациентов. Родителям нужно связаться с участковым педиатром, детально рассказать о симптомах, возможных контактах, а врач на основании этой информации даст рекомендации. Не стоит забывать о необходимости изоляции малыша дома, ограничения его общения с пожилыми родственниками при совместном проживании.
Если ребенок заболел коронавирусом, в школе предпринимают противоэпидемические меры — отправляют весь класс на 2-недельный карантин с дистанционным обучением. Такие меры проводят при лабораторно подтвержденной болезни. Если же школьник является бессимптомным контактным лицом, его одноклассникам соблюдать изоляцию не нужно.
Сдают ли дети тест на COVID-19
Как и взрослым, ребенку при наличии типичных симптомов ковида необходимо пройти ПЦР-тест. Это быстрая и безболезненная для малыша процедура, поэтому она без проблем выполняется в любом возрасте. По результатам исследования будет понятно, есть ли коронавирус в организме.
Детям также можно проводить ИФА анализ на антитела, но его диагностичекая ценность ниже, а процедура забора крови вызывает страх и болезненные ощущения у малыша. Поэтому в основном проводят ПЦР-анализ.
Где сдать анализ
Пройти тест можно в районной поликлинике по месту жительства либо платно в частных лабораториях, которые имеют соответствующие сертификаты. Срок выполнения анализа составляет от 24 часов. Для удобства есть вариант вызвать бригаду медиков на дом для забора образцов, чтобы не возить больного ребенка по городу и не подвергать его лишней опасности.
Дорогой читатель, мы собрали всю самую важную и актуальную информацию о COVID-19 на 1 странице — главное о коронавирусе.Также, доступна актуальная статистика по: России, Москве, Подмосковью и городам, СпБ и всем регионам РФ и странам мира.
Чего ждать от воспитательных программ
На последних заседаниях весенней сессии Госдума и Совет Федерации приняли закон о воспитании, автором которого стал президент России Владимир Путин. Документ тоже вступает в силу с 1 сентября. По нему во всех школах должны будут разработать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, взяв за образец примерные программы. К работе при желании смогут подключиться советы обучающихся, советы родителей и представительные органы обучающихся, если такие есть. К 1 сентября 2021 года планы должны быть готовы.
Примерное направление, что нужно прививать ученикам, дано в самом законе. Воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учеников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме этого, воспитание будет заключаться в том, чтобы сформировать у учеников чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, а также взаимное уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.
У учителей уже появились мысли, как это можно реализовать на практике. На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко попросила молодых педагогов поделиться своим опытом
Ни один из них не сказал, что нужно посадить детей за парты и рассказывать им, как важно быть патриотом. В основном ставку делают на вовлечение учеников в активные занятия
Например, Светлана из Оренбурга рассказала о квесте «На безымянной высоте», посвящённом Великой Отечественной войне, который проводили вместе с поисковыми отрядами и волонтёрами-медиками. После программы гораздо больше детей стали интересоваться историей Войны, в том числе тем, кто и как воевал в их семьях.
По мнению Инны Святенко, одним из главных направлений должно стать краеведение, потому что патриотическое воспитание невозможно без понимания своей малой родины. «Я родилась в Ростовской области, в городе Таганроге. И я знаю каждую улицу в своём городе и горжусь своими соотечественниками. А это Антон Павлович Чехов, это Фаина Раневская», — рассказала сенатор на форуме
Также, по её мнению, важно, что в разработке воспитательных программ смогут принять участие родители
Антинаркотические проверки проведут по новой методике
В этом году традиционно пройдут профилактические осмотры учеников старше 13 лет. Их устраивают, чтобы выявить употребление детьми наркотиков, но не во всех школах сразу, а в тех, которые определяют региональные власти в сфере медицины и образования.
Сам осмотр будет проходить так же, как и раньше. Его проводят, если на это согласятся родители ребёнка младше 15 лет или сам ученик, достигший этого возраста. На осмотр дети приходят в медицинскую организацию, где с ними беседуют о вреде наркотиков, осматривают, берут у них пробы мочи.
При этом с начала учебного года по новому приказу Минздрава изменится методика исследований. Анализ должны будут провести в течение двух часов после того, как взяли пробу, и обязательно проверить её на девять групп наркотических и психотропных веществ. Кроме этого, если психиатр-нарколог выявит хотя бы три признака, что у ребёнка есть зависимость, пробы отправят на дополнительный анализ даже в том случае, если предварительное исследование не выявило наличия запрещённых веществ в моче.
После того, как исследования завершат, их результаты разъяснят родителям ученика или ему самому, если ему уже есть 15. Если в организме ребёнка обнаружат запрещённые вещества, врач, заручившись письменным согласием ребёнка или его родителя, выдаст направление в наркодиспансер.
Последствия ковида у детей
Учитывая частое легкое и бессимптомное течение, осложнения после болезни нехарактерны. В редких случаях могут быть неврологические нарушения, которые рядом авторов описываются как проявления нейроиммунного воспаления. Первая публикация по этой теме появилась 31 июля в журнале JAMA Psychiatry, где говорилось о возрастании острых и хронических психических расстройств и когнитивных нарушений на фоне COVID-19.
Грозным последствием является синдром мультисистемного воспаления у детей и подростков, который имеет сходные с синдромом Кавасаки признаки. Он характеризуется:
- фебрильной лихорадкой в течение 3 и более суток;
- полиморфными высыпаниями на коже или слизистых оболочках;
- снижением артериального давления вплоть до шока;
- острыми расстройствами ЖКТ;
- признаками миокардитов, перикардитов или поражения коронарных артерий;
- нарушениями свертывания крови.
Состояние встречается редко: около 230 случаев в странах Европы, более 200 эпизодов в США. В Москве было зафиксировано 13 детей с подобными симптомами.
Директор клиники детской и подростковой медицины в Кельне Йорг Деч объясняет: «Доступные на сегодня исследования показывают, что коронавирус протекает у детей легче, тяжелые осложнения бывают у них очень редко, но они случаются. И дети могут попасть в реанимацию. Особенно если у ребенка уже есть какое-либо серьезное сердечно-сосудистое заболевание или диабет».
Профилактика коронавируса
Чтобы не заразиться ковидом, ребенок должен соблюдать те же противоэпидемические меры, что и взрослые. Необходимо приучать малыша к соблюдению социальной дистанции, частому мытью рук и обработке их антисептиком. Детям рассказывают об опасности микробов, которые находятся на поверхностях в общественных местах, таким образом отучая лезть руками в рот и прикасаться к лицу. Старшим детям нужно объяснить правила использования защитных масок.
Врачи установили, что маленькие дети болеют коронавирусом, в основном подхватив инфекцию от взрослых, а не внутри школьного/детсадовского коллектива. Поэтому если в семье кто-то заболел COVID-19, он должен максимально ограничить свои контакты с ребенком.
Также существуют неспецифические профилактические меры, которые направлены на укрепление иммунитета и общей сопротивляемости организма инфекциям. Они включают:
- сбалансированное витаминизированное питание;
- полноценный 8-10 часовой сон (для старших детей);
- рациональное распределение времени на учебу, отдых, активные прогулки;
- физические упражнения для повышения тонуса и закаливания организма;
- ограничение времени компьютерных игр и просмотра телевизора.
Что войдёт в бесплатные завтраки для младшеклассников
С 1 сентября вступает в силу закон, по которому ученики младших классов в государственных и муниципальных школах будут получать горячее питание. Если ребёнок учится в первую смену, ему приготовят завтрак, если во вторую — обед, это установлено СанПиНом, который утвердили к этому закону. Там же можно прочесть, какие блюда могут предложить ребёнку. В завтрак должны входить хлеб, напиток и горячее блюдо, например, отварная кукуруза и омлет или мясные биточки с макаронами.
Еду для учеников с 1 по 4 класс будут оплачивать за счёт бюджетов разного уровня. Субсидии на питание детей уже выделили всем регионам, сообщили в Минпросвещения 20 августа.
Но начать бесплатно кормить детей горячим смогут только в тех школах, в которых есть нужная инфраструктура, в первую очередь, пищеблок. В 58 регионах страны готовы обеспечить питание младшеклассников все школы, а в остальных регионах — 75 процентов школ, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании у президента. Оснастить всем необходимым для горячего питания детей оставшиеся школы должны до 1 сентября 2023 года.
Советы врачей при коронавирусе у ребенка
Российский инфекционист Елена Донурей предостерегает родителей от ненужных волнений и поясняет: “И здесь большая просьба к родителям. Если у вашего сына или дочки появились температура, кашель, насморк — не стоит паниковать. А главное — ни в коем случае нельзя отправлять чадо в школу или детский сад. Вызывайте врача и лечитесь, сколько положено”.
Педиатр Йорг Деч просит родителей обращать внимание на все нетипичные симптомы у малыша и не стараться сразу их связать с коронавирусной инфекцией. Как говорит специалист: “Коронавирус, конечно, есть, но, поверьте, у большинства детей причина их плохого самочувствия — не ковид
Родители всегда должны помнить об этом и поступать так, как бы они сделали, если бы не было пандемии».
Есть ли риск возвращения школьников на «дистанционку»?
На случай ухудшения ситуации с эпидемией в школах должны предусмотреть возможность дистанционного обучения, говорится в рекомендациях.
И хотя Минпросвещения разрешило начать учебный год в очном режиме, окончательное решение будут принимать региональные руководители в зависимости от ситуации, пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. По его мнению, в Москве и большинстве других регионов школы смогут уверенно работать в классическом режиме, когда дети приходят учиться в класс, а не сидят дома у мониторов. Но, всё же нет полной уверенности, что не последует вторая волна пандемии, и не придётся возвращаться на дистанционное образование на какое-то время, пока не будет проведена вакцинация, добавил он. «Что касается тех регионов, где по признанию Роспотребнадзора ситуация всё ещё крайне неблагополучная, думаю, решения будут приниматься прямо накануне 1 сентября», — отметил депутат.
Что мы знаем о мутациях британского штамма?
В опубликованной первоначальной расшифровке анализа нового штамма говорится о потенциально важных изменениях 17 характеристик.
Изменения касаются шиповидного белка — своего рода ключа, которым вирус отмыкает дверцу в клетки.
Одна из мутаций, N501Y, ответственна за самую важную часть этого шипа, известную как рецептор-связывающий домен (RBD).
Именно здесь шип впервые входит в контакт с поверхностью клетки. Любые изменения, которые помогут вирусу проникать внутрь, вероятнее всего, дадут этому штамму преимущество.
«По всем параметрам похоже, что это важная адаптация», — отмечает профессор Ломан.
Неоднократно фиксировалась и еще одна мутация (делеция H69/V70), в частности у зараженных норок на фермах в Дании, в ходе которой происходит уничтожение крошечной части шипа.
Исследования, проводимые профессором Рави Гуптой из Кембриджского университета, показывают, что в лабораторных условиях эта мутация увеличивает в два раза инфекционность коронавируса.
В ходе этих же экспериментов ученые предположили, что эти мутации делают менее эффективными лечение больных с помощью переливания крови пациентов, переболевших ковидом.
Фото: unsplash.com
«Случаи все растут и растут, и это беспокоит правительство, беспокоит нас, беспокоит всех ученых», — сказал профессор Гупта в интервью Би-би-си.
Может ли ребенок заболеть?
По данным Всемирной организации Здравоохранения, новая инфекция довольно легко переносится детьми. Несмотря на это, статистика в Китае говорит о том, что и среди детей встречались случаи тяжелого течения болезни, требующего реанимационных действий. Итак, болеют ли дети? Болезнь распространяется по всему миру стремительными темпами и, по утверждению ученых, скоро дойдет во все страны.
Научные исследования показывают, что дети действительно болеют гораздо реже, чем взрослые пациенты. По статистике, опубликованной в одном из международных изданий Journal of the American Medical Association, говорится о том, что большинство пациентов, заразившихся COVID-19, имеют возраст от 35 до 55 лет. Среди детей инфекция встречается редко. Специалисты утверждают, что это может быть связано с различными факторами.
Болезнь у детей часто протекает без симптомов
Многочисленные научные исследования во многих странах по поводу того, почему дети болеют намного реже, пока не дали результатов. Ученым не удается найти объяснение этому феномену. Вирусологи предполагают, что дети либо вообще не подхватывают новый штамм вируса, либо заболевание у них протекает в более легкой или бессимптомной форме. Это может быть связано с тем, что иммунитет детей младшей возрастной группы и подростков более приспособлен ко встрече с новыми возбудителями инфекции. То есть, инфицироваться они могут, но болезнь у них будет проявляться в легкой форме, и родители не станут вести такого ребенка на прием к врачу, следовательно, коронавирус не будет диагностирован и зафиксирован в статистику.
Все дело в закрытии школ на карантин?
Время вспышки от нового COVID-19 пришлось как раз на школьные зимние каникулы. Позже все школы и детские сады были закрыты на карантин.
Некоторые ученые считают, что именно эти обстоятельства способствовали тому, что среди детей коронавирус встречается гораздо реже.
Родители оберегают своих детей
Большинство родителей стараются обезопасить своего малыша от различных инфекций. При этом они стараются более тщательно соблюдать гигиену, что помогает маленьким пациентам не заразиться. Кроме этого, если ребенок все же заболел, его стараются изолировать от других членов семьи и общества. Ему не нужно посещать работу, ходить в магазин за покупками и так далее.
Мнение эксперта
Ксения Дунаева
Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.
Некоторые ученые считают, что при дальнейшем распространении пандемии ситуация с детской заболеваемостью новым COVID-19 может измениться в худшую сторону. Больше случаев заражения будет наблюдаться в связи с тем, что изолировать детей от носителей инфекции будет все сложнее. Если провести аналогию со вспышкой атипичной пневмонии в 2003 году, следует отметить, что в то время дети до 12-13 лет практически не болели. Это подтвердили научные исследования, проведенные американскими учеными.
Все надежды на иммунитет?
Оружие против вирусов — сама иммунная система человека, которая тысячелетиями проходила естественный отбор на устойчивость к разным инфекциям. Однако в случае с коронавирусом SARS-CoV-2 (возбудителем пандемии COVID-19) произошло нечто непредсказуемое. Человеческий иммунитет порой срабатывает слишком сильно, и возникает цитокиновый шторм — одно из самых грозных, а порой летальных осложнений при коронавирусной инфекции. Так происходит, когда SARS-CoV-2 вмешивается в работу цитокинов — сигнальных молекул, которые первыми запускают иммунный ответ. Он приостанавливает их синтез на начальном этапе инфекции, а потом сильно ускоряет, что приводит к переизбытку некоторых сигнальных молекул, таких как интерлейкин-6.
«Происходит разбалансировка всего иммунного ответа. Клетки не понимают, что им делать: они все начинают работать и выделять эти цитокины. Тогда иммунная система перестает работать», — объясняет механизм цитокинового шторма доктор биологических наук Виталий Зверев, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета, академик РАН.
Тема иммунитета к COVID-19 горячо обсуждается с тех пор, как 11 марта 2020 года ВОЗ объявила пандемию. Ученые и врачи надеялись, что переболевшие получат крепкую и длительную защиту от вируса. Однако первые же данные об уровнях антител выздоровевших, которые поступили из Китая, показали, что ожидания далеки от реальности. Оказалось, что в случае с вирусом SARS-CoV-2 схема классического антительного ответа нарушается. Высокий уровень антител типа G у выздоровевших вскоре снижается. Эта тенденция была описана учеными из Королевского колледжа Лондона. Они исследовали 65 англичан. У каждого из них на момент выздоровления в крови фиксировался высокий уровень нейтрализующих антител, но уже через три месяца он критически снижался.
«Уровни антител, которые представлены у большинства людей после натуральной инфекции, не очень высокие и не достигают даже того уровня, который позволит им перейти в категорию защищенных людей, если на них нападет новая инфекция», — отмечает доктор биологических наук Анча Баранова, профессор школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона, США.
По словам Виталия Зверева, присутствие антител еще не гарантирует защиту от болезни: «Возьмем ВИЧ-инфекцию. Антител полно. Ко всем вирусным белкам. Но ни одно из этих антител не нейтрализует вирус. Человек пожизненно является носителем вируса, но антитела только свидетельствуют о заражении и никак не влияют на иммунитет».
На сегодняшний день ученым неизвестно, какой нужен титр антител, чтобы они были защитными. Впрочем, антитела — лишь верхушка айсберга. Более точную информацию о наличии иммунитета к болезни, по мнению ученых, дадут «клетки памяти», или так называемый Т-клеточный иммунитет. Его диагностика крайне сложна. Она проводится только в научных лабораториях на довольно дорогом оборудовании.
Опыт наблюдения за предыдущим коронавирусом из Китая — SARS — дает ученым повод для осторожного оптимизма. У переболевших отмечается достаточно продолжительный T-клеточный иммунитет — спустя 8–11 лет после заболевания они все еще защищены
«У нас, конечно, очень малый период наблюдения . То, что падает уровень антител в крови довольно быстро, еще не факт, что человек теряет иммунитет. У него остается еще T-клеточный иммунитет», — отмечает Людмила Цымбалова.
Судя по работам, которые уже сделали ученые в Китае, Америке и Швеции, Т-клетки и правда обнаруживаются у многих переболевших COVID-19. И даже у тех, кто перенес инфекцию бессимптомно. Однако не все ученые видят связь между присутствием в крови Т-клеток и наличием приобретенного иммунитета от коронавируса. «У нас нет данных о том, что клетки пробуждаются и начинают синтезировать высокий уровень антител на вторичный вызов (вторую волну. — Прим. ред.). Мы ждем, что они появятся. Когда? Когда люди попадут в ситуацию второго вызова таким же вирусом», — говорит Анча Баранова.
Кстати, эксперты дают позитивный прогноз о второй волне: она вряд ли превзойдет первую. Да и сама болезнь COVID-19 не такая опасная, как казалось в начале пандемии. Показатели смертности были пересчитаны в июле 2020 года учеными из Имперского колледжа в Лондоне: с пугающих 5–7% они опустились до уровня 0,4–2% в разных точках планеты.