Школа эпохи «после коронавируса»: прогнозы экспертов
Содержание:
- Фантастический сценарий
- Сдвинет ли коронавирус сроки окончания учебного года?
- «Перевернутый класс»
- Почему 40% учителей заявляют о сложности оценки учащихся дистанционно?
- Подготовка к переходу
- Работы у педагогов стало больше
- Как быть, если ваше учебное заведение закрыто на карантин?
- В каких регионах уже ввели дистанционное обучение
Фантастический сценарий
Всегда любопытно читать прогнозы, переворачивающие наше представление о возможных сценариях развития школьного образования, даже если они больше напоминают сюжет научно-фантастического произведения, чем строго обоснованное заключение эксперта.
Если исходить из того, что онлайн отменяет границы, то почему бы не пофантазировать и не представить, как ученик школы из отдаленного населенного пункта дистанционно учится в образовательной организации крупного города. Фантастический вариант, скажете вы? Однако ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ) Олег Федоров считает, что это вполне реально, и даже дает схематичное описание: «Базовое образование должно быть качественным в ближайшей школе к дому, а дальше начинается рыночный механизм в хорошем смысле слова. Скажем, базовая математика заканчивается в 9-м классе, а дальше начинается набор курсов и мест для их изучения по выбору. Например, тригонометрия в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга, а математическая логика в Лицее Вышки».
По мнению эксперта, это не только повысило бы качество получаемых знаний за счет конкуренции, но и сильно изменило бы отношение к школьному образованию.
Мое мнение: следует использовать открывающиеся возможности онлайн-обучения для выбора учебных курсов и мест изучения, особенно для глубокой профилизации в старших классах. Но я не представляю, как наша система учета детей и подушевого финансирования образовательных организаций справится с фактом обучения одного школьника сразу в нескольких школах, которые к тому же могут быть расположены в разных субъектах РФ. Для способных и мотивированных детей из небольших населенных пунктов это отличная возможность учиться у педагогов из лучших школ страны, а для региональных управлений и департаментов образования – фактически неразрешимая организационная задача по учету и контролю.
Сдвинет ли коронавирус сроки окончания учебного года?
Школьники смогут раньше закончить учебу по некоторым предметам, из-за пандемии коронавируса. При этом оценки выставят по результатам прошедших четвертей, а неизученный материал добавят в программу на осень.
С выпускными классами сложнее. Минобразования рассматривает, по каким предметам можно закончить учебный год уже сейчас. Например, физкультура, музыка, ИЗО и ритмика – изучение этих дисциплин в домашних условиях сводится к написанию рефератов. Были даже такие истории: родители снимали на телефон, как ребенок отжимается, чтобы отправить учителю.
Сокращение количества предметов позволит оставить больше времени на подготовку к экзаменам. Поэтому изучение предметом, по которым выпускники не сдают ЕГЭ, завершится досрочно. Напомним, что сроки сдачи ЕГЭ сдвинули на 29 июня, а ОГЭ для девятиклассников вообще отменили (зачислять в колледжи и техникумы будут по аттестатам). Ранее в департаменте образования допустили, что в некоторых российских школах учебный год, напротив, может быть продлен до начала сдачи госэкзаменов.
Депутат Алексей Цивилев написал официальное письмо министру просвещения, с просьбой перенести майские учебные часы на август. Родители школьников жалуются, что без их участия дети не справляются с новым материалом.
«Перевернутый класс»
В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.
«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.
В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.
Почему 40% учителей заявляют о сложности оценки учащихся дистанционно?
Одни педагоги видят в онлайн-обучении перспективы: новые формы заданий и подачи материала, возможность привлечь узких специалистов, интересных детям. Другие – мечтают поскорее закончить и забыть этот учебный год, как страшный сон.
Больше 40% учителей считают бесполезным оценивать работу учеников в условиях удаленного обучения, так как они все равно найдут способ списать.
Эти данные получены в результате исследования, проведенного с 7 по 14 апреля в институте РАНХиГС. 1,4 тысячи педагогов из 72 регионов приняли участие в анонимном опросе.
60% учителей сказали, что не имеют опыта преподавания в онлайн-формате, так как до введения карантина по коронавирусу в их школах дистанционным обучением никто не занимался.
Подготовка к переходу
Работы у педагогов стало больше
Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.
Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.
Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.
Как быть, если ваше учебное заведение закрыто на карантин?
В странах, где школы уже находятся на карантине, власти стараются организовать онлайн-обучение. Наиболее масштабную систему развернули в Китае.
ЮНЕСКО предупреждает о том, что есть проблема психологической неготовности школьников и родителей к удаленным урокам, а также о том, что не у всех для этого есть финансовые возможности — наличие техники и доступа к специализированным платформам.
В России с дистанционным обучением дела обстоят достаточно хорошо. Например, платформа ЯКласс хорошо показала себя в период действиях карантина гриппа. ЯКласс станет подспорьем и для выпускников — до ЕГЭ осталось меньше трёх месяцев, а на платформе можно заниматься по тематическим онлайн-тренажёрам.
Успешные практики использования ЯКласс Педсовет и другие СМИ освещали уже не раз. Например, текст Анастасии Подковыркиной из Екатеринбурга или репортаж Первого канала из школы № 55 г. Воронежа.
Партнерский материал
В каких регионах уже ввели дистанционное обучение
Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что решение о принудительном переводе на дистанционное обучение возложено на глав муниципалитетов. Необходимо постоянно контролировать ситуацию. Если эпидемиологическая обстановка позволит, все продолжат учиться очно. Но при превышении определенного порога заболеваемости избежать перевода на дистанционное обучение не получится. Не стоит пренебрегать безопасностью.
В Москве в ноябре 2020 года уже ввели «дистанционку» для школьников 6-11 классов. Пока такие ограничения сохраняются до 22 ноября, а дальше будут смотреть по обстановке. Такое решение вызвало немало вопросов у родителей. Сергей Собянин объяснил перевод среднего и старшего звена на указанную форму обучения из-за того, что эти дети уже самостоятельно могут выполнять задания, связываться с учителями, включать онлайн-уроки.
В Тульской области на удаленный формат перевели школьников 6-11 классов, а в Свердловской области приняли решение оставить дома и младшеклассников. В Иркутской области на дистанционное обучение перевели всех школьников. В Самарской области для среднего звена сделали смешанный вид обучения. Все посещают школу, но только 2-3 раза в неделю.
Во многих российских школах с октября ввели и другие меры. Часть предметов перевели на «удаленку». Чаще всего вне стен школы предлагают заниматься такими предметами, как технология, ритмика, ИЗО. По мнению чиновников, это позволит разгрузить учебные учреждения, снизить риск распространения инфекции.
Читайте далее:
В Подмосковье в связи с коронавирусом продлят зимние каникулы
Новогодние каникулы предложили продлить на две недели в связи с ухудшением эпидситуации
Учебный 2021 год для школьников может начаться 1 октября
Мне нравится7Не нравится
Фильтр:
Все
Ждет ответа
СортировкаПросмотрыОтветовГолоса
Можно ли носить контактные линзы при коронавирусе?
Дмитрий 1 месяц
7334 просм.
1 ответ.
голос.
Можно ли заразиться через открытую рану?
Мария 1 месяц
6163 просм.
4 ответ.
1 голос.
Переносят ли комары коронавирус?
Фёдор Исаев 1 месяц
6060 просм.
6 ответ.
-4 голос.