В связи с эпидемией коронавируса родители могут по желанию оставить детей на дистанционное обучение

Я заболел, работая из дома. Работодатель требует взять больничный. Законно ли это?

Заставлять уйти на больничный работодатель не может, поскольку больничный — это право сотрудника, а не его обязанность, объяснила основатель аудиторско-консалтинговой группы компаний «Бизнес Эксперт» Марина Дяченко.

В то же время работодатель может быть недоволен желанием работника получать обычную зарплату, выполняя меньший объем задач из-за болезни. При этом заставить работника оформить больничный работодатель всё равно не может, так как для этого не предусмотрено никаких легальных механизмов.

Что касается меньшего объема задач, в этом плане проще всего компаниям, установившим KPI, от которого зависит размер зарплаты, считает Марина Дяченко. При этом все изменения в рабочих процессах необходимо оформлять документально (внутренними актами, с которыми должны быть ознакомлены сотрудники), подчеркнула она.

Если дистант пришел

«При переводе на дистанционное обучение в первую очередь взять себя в руки следует взрослым», – рассказала Агре, отметив, что, чем младше ребенок, тем сильнее на него проецируются тревоги и переживания старших.
По ее мнению, для сохранения дома здоровой атмосферы, которая будет способствовать комфортному обучению ребенка, родителям важно понять, что переход на дистанционное обучение – «не прихоть, а важная мера в борьбе с коронавирусом, в первую очередь направленная на защиту наших детей»

«Самое важное – разговаривать с ребенком. Показать, что нет неразрешимых проблем, а если у него что-то не получается самостоятельно – взрослые всегда готовы прийти на помощь

Также необходимо уделить большее внимание организации процессов. Дистанционная учеба – это не каникулы

Чтобы школьнику было легче настроиться, не меняйте привычный распорядок: подъем, водные процедуры, завтрак. Не позволяйте «ходить на уроки» в пижаме», – объяснила Агре.

Она напомнила, что важно помочь ребенку разграничивать время для уроков, домашних заданий и отдыха. На ее взгляд, сложности с этим могут возникнуть у малышей и заядлых отличников, которых родителям стоит отвлекать иногда от уроков на игру или какое-то другое занятие

Агре рекомендует родителям быть готовыми к тому, что, если работодатель не переводит их самих на удаленную работу, то дети станут звонить им чаще. Эксперт советует реагировать на такие звонки спокойно, поскольку это не признак безделья, «так дети ищут вашей поддержки».

«Успеваемость ребенка во многом зависит от его желания учиться

Именно поэтому при вынужденном переходе на дистанционное обучение крайне важно создать для него комфортные условия, в первую очередь психологические. Помнить о том, что детям, как и взрослым, нужно свободное время и личное пространство

Не старайтесь заучить его, откажитесь от повсеместного морализаторства и мелочного контроля», – добавила Агре.

Без помощи государства не обойтись

Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.

По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.

Что можно считать дистанционным обучением?

В Законе об образовании в РФ указано, что дистанционное обучение – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Понятие, приведенное в Законе, является крайне размытым, четко определенных критериев и стандартов для дистанционного обучения нет.

Методические рекомендации министерства просвещения по реализации образовательных программ от 20.03.2020 не содержат никаких конкретных требований, а только определяют примерный порядок проведения занятий. Фактически, дистанционным обучением является любое взаимодействие учителя и ученика, будь то звонки, смс-сообщения или видеосвязь.

Спуститься на грешную землю

Можно поразмышлять еще о многих изменениях, которые с большой вероятностью произойдут в школе. О том, например, что при традиционных формах обучения самыми важными считались вопросы: «Как учить?» и «Как контролировать?», в то время как в будущем возрастет значимость совсем других: «Как заинтересовать?» и «Как мотивировать?».

Возможно, со временем я попытаюсь найти ответы и на эти вопросы, но завершить статью мне хотелось бы сообщением, которое опубликовал в социальной сети «Фейсбук» Раушан Валиуллин, учитель истории средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением отдельных предметов города Набережные Челны:

Все-таки очень важно иногда отвлекаться от приятных и необременительных прогнозов о будущем школьного образования и спускаться на грешную землю. P

S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов»

P. S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов».

Школа и дистанционная учеба

Еще в начале прошлой недели руководитель новосибирского департамента образования Рамиль Ахметгареев настойчиво заверял родителей, что каникулы продляться с 18 марта по 13 апреля, и ни днем раньше; давать домашние задания раньше незаконно, начинать дистанционное обучение – тем более, это нарушает постановление федерального Министерства просвещения. Однако спустя несколько дней все переиграли: областной министр образования Сергей Федорук заявил, что обучение школьников продолжится 6 апреля в дистанционном режиме. В виду разных возможностей, которыми обладают школы области, региональное министерство предусмотрело три режима «дистанционки».

  • Реализация образовательной программы исключительно на основе дистанционных технологий. В отличие от многих других регионов, Новосибирская область не ограничивает школы в выборе электронной платформы, а школы, в свою очередь, нередко оставляют выбор за учителями, так что в новосибирских школах используют и «Российскую электронную школу», и «Яндекс. уроки».

  • Применение дистанционных технологий с использованием различных средств связи и сервисов (для школ, где скорость Интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени). В этом случае материалы передаются ученикам через электронную почту, мессенджеры или другие способы. Многие школы выбрали такой способ обучения, поскольку не во всех семьях с несколькими детьми есть возможность обеспечить всем школьникам одновременно компьютеризированное рабочее место. Однако эта модель фактически переводит дистанционное обучение в заочное: детям просто высылают домашнее задание для самостоятельного выполнения, что при длительном периоде изоляции может создать проблемы в обучении.

  • Обычное очное обучение; продолжить работу в обычном режиме разрешено сельским малокомплектным школам при строгом соблюдении всех санитарных требований. Также они могут организовать подготовку и передачу заданий через классных руководителей.

В учреждениях дополнительного образования каникулы продлятся до 13 апреля – затем будут приниматься дальнейшие решения.

Кроме того, министр отметил, что школьников не планируется оставлять на второй год из-за перехода на дистанционное обучение, а информация, которая появляется об этом в интернете, не соответствует действительности.

Надо адаптироваться

«По-моему, никаких прогнозов хороших особенно ни у кого нет, и у меня в общем тоже нет, потому что опыт дистанционного обучения показывает, что как минимум не везде и не для всех детей и даже школ это такой уж хороший выход… Но раз решено так, надо как-то адаптироваться к этому. Сказать, что нас ждет светлое будущее в дистанте…, как-то я не думаю лично», — считает доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета Наталия Толстых.

Она добавила, что, по имеющемуся опыту, учиться дистанционно трудно даже хорошо успевающим детям, у которых дома есть родители, которые могут помочь, и продвинутым пользователям компьютера, имеющим его в персональном распоряжении. По словам эксперта, встает вопрос, что делать, когда нет компьютера или компьютер один на всех, а дома на «удаленке» мама и папа.
Толстых напомнила, что и учителя были вынуждены перейти на удаленный режим работы «с колес» и зачастую не имеют большого опыта в этом формате. Эксперт отметила, что, помимо прочего, во время удаленного обучения «принципиально выключается момент полноценного общения, которое ничто не может заменить».

«Несмотря на то, что дети легче адаптируются ко всему новому – вновь уйти на дистанционное обучение не было тем, о чем они мечтали», – полагает и. о. директора Института воспитания Российской академии образования Наталья Агре.

С ней согласна и Толстых, которая рассказала, что многие дети, просидев весну и лето дома, горят желанием общаться со сверстниками.

Можно ли не платить за обучение, если ребенок обучается в частной школе?

На данный вопрос нет однозначного ответа. У всех организаций разные договоры и разный порядок оказания услуг. Частные школы, как и муниципальные, соблюдают единые требования. Во время карантина учреждения продолжают функционировать, а следовательно, платить за обучение придется, но возможно снижение стоимости оплаты услуг.

При оказании дистанционных услуг школы не несут расходы на питание и индивидуальную работу с обучающимся. Если в договоре об оказании образовательных услуг отсутствует положение о том, что договор действует при оказании дистанционных услуг, то родители могут попросить заключить дополнительное соглашение об уменьшении размера оплаты за обучение.

Для заключения дополнительного соглашения необходимо обратиться в образовательное учреждение или направить предложение заключить дополнительное соглашение об изменении суммы договора и проект дополнительного соглашения. Образовательная организация, получив такое предложение, должна рассмотреть его и в установленный договором срок (или в 30-дневный срок, если он не установлен в договоре) сообщить о согласии на внесение изменений или об отказе от изменения цены договора. При получении отказа родители вправе обратиться в суд за внесением соответствующих изменений в судебном порядке (ст. 451 ГК РФ).

Порядок организации дистанционного обучения не является достаточно регламентированным и вызывает много вопросов не только у учеников, но и учителей. Специально для урегулирования возникающих вопросов Минпросвещения России открыло горячую линию: +7 (800) 200-91-85.

Мария Самородова, юрист ООО Юсконсалт

Отсутствие методик и технологий

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко полагает, что одно из препятствий на пути перехода из офлайна в онлайн – это отсутствие апробированных технологий работы с цифровым контентом.

С ректором МГПУ соглашается научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, заметивший, что все мы увидели, «куда было бессмысленно вкладывать деньги». По его словам, «очень много тратилось на цифровизацию контента, учебники, а сейчас оказалось, что этого контента очень много, а цифровых помощников, тренажеров слишком мало».

А учат ли сейчас студентов педагогических вузов методике проведения дистанционных занятий с применением современных сервисов и инструментов, таких, к примеру, как Zoom, ЯКласс или Google Класс? Многие ли в вузах способны научить будущих учителей эффективному проведению не только традиционных уроков, но и занятий в онлайн-формате? 

Пока, разумеется, поиск методик происходит «на ощупь», и едва ли кто-то возьмется утверждать, что те занятия, которые сейчас спешно разрабатывают и проводят учителя, в полной мере учитывают психолого-возрастные особенности школьников, строго соответствуют требованиям СанПиН и ФГОС, а также безукоризненно формируют универсальные учебные действия. Но кто посмеет бросить в них за это камень?

Возможно, разработка методик и технологий дистанционных занятий, как и переработка учебных программ в педвузах, – это одна из насущных задач ближайшего будущего.

Технические проблемы при дистанционном обучении

Первая проблема: для онлайн уроков нужен компьютер. Компьютер или ноутбук даже в 21 веке не является чем-то необходимым. 90% для серфинга в инете используют смартфоны или планшеты. А для того чтобы смотреть в смартфоне урок или домашнее задание нужно орлиное зрение, которое неминуемо сядет после таких просмотров. И это касается и учителей в том числе.

Вторая проблема: необходимость вовлечения родителей в процесс. Дети не могут самостоятельно авторизоваться или подключиться к онлайн уроку, это приходится делать родителям. Но если родителей нет дома (работают, например), ребенок остается без уроков. А зачастую, родители сами не могут помочь своим детям, потому что пользуются компьютером только для игр.

Третья проблема: Компьютер есть, но один. А детей двое или больше. При этом уроки в одно время. По какому принципу выбирать, кто учится, а кто нет?

Могу ли я отказаться? В каких случаях? Что мне грозит, если я не соглашусь?

Однозначного ответа на эти вопросы нет. С одной стороны, работник вправе отказаться от дистанционного формата. При этом о конкретных случаях, когда это можно сделать, в законе не говорится. Соответственно, не предусмотрено и каких-либо санкций.

— Однако, если дистанционная работа становится организационной необходимостью в соответствии со ст. 74 ТК РФ, сотрудник уже не имеет права отказаться от перехода на новый формат, — подчеркнул Антон Бибаров-Государев.

Если человек не согласен трудиться в новых условиях, наниматель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую тот сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья. При отсутствии такой работы или отказе сотрудника перейти на нее трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК.

Напомним, в указе мэра Москвы Сергея Собянина о переводе 30% сотрудников организаций на удаленку сказано, что требование не распространяется на медицинские организации, предприятия оборонной промышленности, «Росатома», «Роскосмоса» и некоторых других стратегических отраслей.

Меня не переводят на удаленку, а я боюсь заболеть. Я имею право требовать перевода?

Всё зависит от решения руководства. В связи с ростом распространения коронавируса в Москве приняты ограничения: с 5 октября компании обязаны перевести на удаленку не менее 30% сотрудников. А с 12 октября они должны еженедельно предоставлять данные этих работников, и нарушителям грозит штраф или приостановка деятельности.

— Категории сотрудников, переводимых на удаленный режим работы, определяет руководство организации. Единого перечня должностей или льготных категорий для перевода на удаленную работу нет. Таким образом, включение работника в число 30%, работающих на удаленке, остается на усмотрение руководства организации. Или может стать результатом договоренностей, — рассказал заслуженный юрист России, председатель центра правовой помощи «Дело жизни» Иван Соловьев.

Как оформить удаленную работу при коронавирусе: пошаговый алгоритм

Оформление перевода на дистанционный формат сотрудничества имеет определенную зависимость от того, с чьей стороны исходит инициатива. Если переход организует работодатель, следует подготовить такой перечень документов:

  • приказ по предприятию;
  • заявление сотрудника о согласии на перевод или подпись об ознакомлении под приказом;
  • дополнительное соглашение к трудовому договору.

В случае инициативы со стороны сотрудника изменяется порядок действий. Чтобы оформить удаленную работу при коронавирусе, как того требует ТК, работник подает заявление с просьбой о переводе, указывая причину. В данном случае подходит формулировка «В связи с распространением COVID-19». После согласования с начальством издается приказ о переводе и составляется дополнительное соглашение. В него вносят такие пункты:

  • указание сроков дистанционной работы;
  • условия соблюдения техники безопасности;
  • формат связи между работодателем и сотрудником;
  • способы обеспечения необходимыми средствами для работы;
  • порядок контроля результатов и соблюдения графика;
  • как оплачивается удаленная работа во время коронавируса.

Соответственно, все условия должны быть оформлены документально – от заявления до приказа на предприятии. Документы оформляются по всем правилам – обязательно установить четкие временные границы. Фактически необходима такая информация – с какого числа один или несколько сотрудников будут переведены на «дистанционку» и когда они вновь должны выйти на работу.

Как дезинфицировать мобильный телефон

Мобильный телефон, который мы практически не выпускаем из рук, может возглавить список «хранителей» коронавирусной инфекции. Профессор Уильям Кивил из Саутгемптонского университета поясняет: «Вы можете сколько угодно мыть руки. Но если после этого прикоснетесь к экрану своего смартфона, а затем дотронетесь до глаз, носа или рта, то риск заражения будет немалым».

Когда вокруг вас кашляют или чихают больные люди — будь то COVID-2019, грипп или обычная простуда — капельки слюны, содержащие вирусные частицы, оседают на разных поверхностях. Дотронувшись до дверной ручки, перил или кнопок лифта, большинство из нас, не задумываясь, хватает мобильный. Вирус «переселяется» на него. А потом, помыв руки, мы снова беремся за сотовый телефон…

Сколько может выжить коронавирус на поверхности гаджета, вопрос открытый. Научных исследований для выяснения этого не проводилось, и точных данных нет — равно как и насчет выживания коронавируса на других поверхностях, подчеркивают эксперты ВОЗ. Если где-то вы встречаете конкретные цифры, безоговорочно доверять им не стоит.

А вот что точно стоит делать, так это протирать свой смартфон после каждого посещения общественных мест, говорят инфекционисты. Надежнее всего использовать салфетки и гели на спиртовой основе. В крайнем случае используйте любые влажные салфетки — так вы как минимум механическим путем сотрете с гаджета осевшие на нем вредные частицы.

Отечественные санитарные врачи рекомендуют протирать смартфон как минимум дважды в день: утром и вечером. И обязательно после посещения потенциально «грязных мест» — супермаркетов, транспорта (если вы доставали телефон, чтобы, например, заплатить или скоротать время в дороге). Кроме того, тем, кто имеет вредную привычку брать телефон с собой в туалет, обязательно нужно обеззаразить его после посещения уборной.

Неочевидные плюсы

Как напомнил заслуженный учитель РФ, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург, сейчас в школах Москвы и ряда других регионов каникулы, а не переход на дистанционное обучение.
Ямбург отметил, что надеется на возвращение школьников за парты после 18 октября и продолжение учебы в нормальном режиме, но «никто не может предугадать, что будет дальше». По его мнению, работа в удаленном формате в четвертой четверти показала, что «не так страшен черт, как его малюют, но, разумеется, никто не заменит живого учителя».
«Но вот, например, аутистичные дети, дети-глубокие интроверты, работая в чатах индивидуально с педагогами, неожиданно заговорили, потому что они не стеснялись выглядеть глупо перед остальными, и троечники стали подниматься до четверочников и пятерочников, причем они это доказали на экзаменах ЕГЭ, которые были живьем, они их все сдали. И очень много стобалльников в этом году, поэтому давайте не паниковать…, давайте потерпим и не будем никого пугать», – добавил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector