Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов

Уважаемые родители!

   Предстоящий новый учебный год имеет особенности в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

   В 2020/2021 учебном году общеобразовательные организации должны обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

   Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» устанавливают требования к работе в особом режиме, а именно:

  • организацию ежедневных «утренних фильтров» при входе в здание с обязательной термометрией с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний;

  • закрепление за каждым классом отдельного учебного кабинета, в котором обучаются дети по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования, проведение занятий в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса;

  • организацию учебного процесса по специально разработанному расписанию (графику) уроков и перемен, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся;

  • усиление дезинфекционного режима (проведение уборок помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); —

  • создание условий для соблюдения правил личной гигиены (наличие мыла и одноразовых полотенец или электрополотенец в умывальниках, туалетной бумаги в туалетных комнатах);

  • запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами в помещениях учреждения.

 КАК РАБОТАТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СП 3.1/2.4.3598-20

Уважаемый коллега!

Соблюдайте требования до 31 декабря 2020 года!

НЕ ДОПУСКАЙТЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Организуйте работу так, чтобы не допускать контакты между школьниками разных классов. Особенно тщательно следите за этим во время прогулок и динамических пауз. Не объединяйте детей из разных классов, даже в вечернее время.

ПРОВОДИТЕ ЗАНЯТИЯ НА ЗАКРЕПЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Занимайтесь с детьми только в учебных кабинетах, а при благоприятных погодных условиях – на территории, закреплённой за классом. Если используете спортзал и музыкальный зал, после каждого занятия оповещайте техперсонал о необходимости провести влажную уборку с применением дезсредств.

ОТМЕНИТЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Внесите поправки в планы работ с обучающимися. Исключите из них традиционные массовые мероприятия, которые запланировали до 31 декабря. Также исключите мероприятия с привлеченными лицами, например, родителями.

ОПОВЕСТИТЕ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ

Сообщите родителям о необходимости приводить ребенка в школу по утверждённому для каждого класса расписанию. Объясните, что это позволит избежать скопления людей при утренней термометрии, с целью минимизации контактов обучающихся

Обратите внимание родителей, что нужно представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к пребыванию в школе, если ребенок болел COVID-19 или контактировал с заболевшим. Также потребуется справка о состоянии здоровья ребенка, который не приходил больше двух дней

УЧИТЕ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНЕ

Включите в планы работ занятия по обучению школьников гигиене. Например, проводите беседы, классные часы.

Немедленное освоение новых форматов

Недавно редакция ActivityEdu опубликовала статью, в которой эксперты размышляли, какой будет школа эпохи «после коронавируса». Вернемся из будущего в настоящее и посмотрим, как система массового образования выполняет свои функции в ситуации, когда проверенный веками образовательный инструмент – очную классно-урочную модель – использовать невозможно.

Важно не забывать, что образовательная система должна отвечать не только за обучение, то есть передачу знаний и навыков, но и за воспитание (во многих странах эту функцию чаще называют позитивной социализацией), и за социальную поддержку детей из бедных семей (включая, например, питание). И если функция обучения при изменении формата с очного на дистанционный никуда не делась, то о воспитании и социальной поддержке так сказать нельзя, многое еще только предстоит понять и осмыслить

Страны ведут себя по-разному. К примеру, в обладающей высоким технологическим потенциалом Японии выжидают, продлевают каникулы. Где-то ограничиваются трансляцией образовательных передач по радио или телевидению.

В большинстве стран, в том числе и в России, приступили к немедленному освоению новых форматов учебной работы, взаимодействия учителей и школ с детьми и родителями. И здесь, отмечают ректор МГПУ Игорь Реморенко и научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически.

Подготовка к переходу

Опрос педагогов: система не готова

«Можно уверенно сказать, что первый стресс-тест система выдержала», – пишут Игорь Реморенко и Исак Фрумин. Вот с этим можно поспорить.

6 апреля российские школы возобновили обучение в дистанционном формате. Весь день образовательные онлайн-сервисы работали с перебоями из-за высокой нагрузки. Сообщения о неполадках в работе платформ появились в соцсетях. В частности, пользователи из разных регионов страны жаловались на недоступность сервисов РЭШ, «ЯКласс», «Дневник.ру» и «Учи.ру».

Аналитический центр НАФИ с 20 по 27 марта провел опрос российских педагогов, работающих в школах и университетах. Две трети школьных учителей (68%) считают, что система российского школьного образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии, и лишь четверть (24%) полагают, что школы и педагоги к переходу готовы.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

Педагоги жаловались на техническое оснащение их образовательной организации. Большинство (61%) оценили его на тройку, и только 15% указали, что их организация оборудована «очень хорошо».

Школьные учителя отмечают, что многие ученики не могут обучаться дистанционно либо из-за отсутствия технических средств, либо из-за неумения использовать цифровые инструменты. Почти каждый пятый учитель (19%) отметил, что до половины всех школьников в их потоке дистанционно учиться не смогут. Каждый десятый (10%) указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.

Прогнозы большинства российских учителей и преподавателей вузов относительно влияния перехода на дистанционное обучение на уровень подготовки учащихся негативны: 66% считают, что качество знаний снизится, 28% – останется без изменения, 6% – повысится.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

Проблемы на карантине в школах России из-за коронавируса

Как оказалось, ни школы, ни ученики с родителями к таким испытаниям не готовы. Ответственность за освоение учебной программы школами переложено на родителей.

Подкачала техническая оснащенность с обеих сторон. У многих детей дома просто не оказалось компьютеров или ноутбуков, а если и были, то не в достаточном количестве. Например, в семьях где двое или трое учеников, а еще если кто-то из родителей должен работать в удаленном режиме – то техники явно не хватает.

Некоторые дети имели возможность онлайн-обучения только с помощью смартфона. Решения этой ситуации были разные. Если в некоторых школах было принято выдать для дистанционного обучения компьютерную технику из классов информатики, то в Санкт-Петербурге попросили скинуться техникой горожан, в количестве 17 тысяч планшетов или ноутбуков.

Еще одна проблема в отсутствии домашнего безлимитного интернета или недостаточная его скорость. Лимитированный интернет с маленьким количеством трафика. При дистанционном обучении в день тратится от 2-х до 3-х Гб, т.е. при лимите в 30 Гб его хватит только на 10 дней, затем придется докупать, а это не дешево. Родители жаловались на то, что не могли долго подключиться к урокам или связь прерывалась во время занятий.

Были сложности зайти в электронный дневник, не то что выполнять задания. В первый же день обучения, когда все попытались войти в электронный дневник, тот просто обрушился, так как не был рассчитан на такую нагрузку. То же самое произошло и с онлайн-ресурсами. Некоторые учителя выходили из положения проводя уроки с помощью месенжеров.

Возросшая нагрузка на детей очень взволновала родителей. В основном видео уроки заменили на домашние задания. Дети вынуждены самостоятельно изучать материал. А так как это не у всех получается, то в роли репетиторов выступили родители. Но хорошо если на предприятиях им дали отпуск, а как быть тем, кто вынужден работать? Если раньше дети приходили со школы довольные и веселые, то в настоящее время вынуждены сидеть за компьютерами до позднего времени пытаясь выполнить все задания, которых стало в разы больше.

Ощутив на себе все прелести карантина в школе и домашнего обучения дети начали проситься назад в свои любимые классы.

Необходимость, но не проблема

В регионах отмечают, что благодаря весеннему опыту дистанционной работы выявлены технические и системные недочеты, которые удалось убрать уже к осени. Первый карантин помог во многом решить проблему с техническим оснащением и детей, и школ и педагогов. Так, в Астраханской области для учеников, у которых нет техники дома, предоставляют в школах планшеты или компьютеры. Как пояснили ТАСС в мэрии Улан-Удэ, школьники учатся дистанционно, используя общедоступные федеральные или иные бесплатные образовательные онлайн-платформы, а в школах оборудовали кабинеты, чтобы учителя могли из них проводить онлайн-уроки.

«В апреле была ситуация, когда учителя вели уроки в домашних условиях. Сейчас особенность формы обучения в том, что учителя ведут уроки из таких оборудованных всем необходимым кабинетов. Таких кабинетов у нас 210 в двадцати восьми школах. Во всех школах у нас есть интернет», — уточнили в комитете образования администрации Улан-Удэ.

В комитете по образованию Санкт-Петербурга также отметили, что весна помогла подготовиться к новому учебному году — там для обеспечения детей техникой привлекли общественные организации, представителей социально ответственного бизнеса и частных лица, которые в рамках акции «#неканикулы» собрали и передали детям 11 тысяч планшетов. В Министерстве образования Новгородской области пояснили, что там 98% педагогов прошли обучение по работе на различных платформах, сейчас переход классов на онлайн-занятия проходит легко даже в маленьких сельских школах.

Школьники уже привыкли работать в онлайн — и там, где пришлось уйти на дистанционную учебу, это пригождается. К примеру, в Южном Федеральном округе на онлайн перешли ученики в 281 классе, в Волгоградской области на «удаленке» ученики 85 классов из 49 школ (6,7%) — всего в регионе 721 школа, и ни одна полностью на карантин не закрыта. Непростая ситуация сложилась в Удмуртии, где на карантин полностью закрыты три образовательных организации, частично — 180 школ (31% от 568 школ) и 425 классов (4% от 10 305 классов), а в ХМАО в 80 школах (25% из всех 308) на дистант переведено 312 классов.

Ряд школ в регионах Северного Кавказа также перевели некоторые классы на дистанционное обучение, в некоторых практикуют смешанный формат — когда в будние дни занятия проходят в школе, а по субботам — дистанционно.

В то же время в некоторых регионах даже не собираются вводить «удаленку» — в Крыму, например, не намерены вновь возвращаться к дистанционному режиму и будут продолжать локализовывать небольшие очаги. В Калмыкии решили не переводить школьников на дистанционное обучение целыми классами, а отправлять на карантин только ближайшее к заболевшему окружение. «Это основано на данных, полученных специалистами при анализе заболеваемости. Да и родители школьников очень волнуются по поводу перевода на дистанционное обучение», — сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки республики Герман Санджарыков. Только один регион пока избежал частичного закрытия классов на карантин из-за коронавируса — Чечня.

Учебный процесс

«Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом — организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их», — говорится в рекомендациях.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Отмечается, что приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

Работы у педагогов стало больше

Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.

Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.

Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Без помощи государства не обойтись

Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.

По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.

Действия руководства

Когда решение принято, а школа или класс ушли на карантин, то директору следует на основе имеющихся нормативных актов издать приказ о переходе на дистанционное обучение, а также провести кампанию по ликвидации дефицита компьютеров, выдать школьные компьютеры и другую необходимую технику обучающимся и педагогам.

Кроме того, управлению учебного заведения следует на сайте школы разметить график и расписание занятий, телефон горячей линии, организовать проведение родительских собраний онлайн, провести с родителям разъяснительную работу, ответить на их вопросы, взять под личный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности и социального неблагополучия.

«Перевернутый класс»

В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.

В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.

Как в условиях школьного карантина будут проводится итоговые тесты ЕГЭ, ОГЭ

Всех выпускников сейчас волнует вопрос о том, как будут проводиться экзамены в условиях карантина в Российских школах из-за коронавируса. В Министерстве просвещения и Рособрнадзоре рассматривают разные варианты проведения ЕГЭ и ОГЭ. Однозначно экзамены отменены не будут. Начало экзаменов для 9-х и 11-х классов перенесено на 8 июня.

Высказываются как в пользу онлайн-сдачи, так и привычного проведения в школах. Решение принято будет не раньше второй половины мая, так как на данный момент спрогнозировать ситуацию с коронавирусом не возможно.

Скорее всего будет принято решение проведения экзаменов в стенах школ, потому что для проведения их в домашних условиях отсутствует техническая возможность. Есть так же вариант переноса экзаменов вплоть до осени 2020 года.

В Рособрнадзоре утверждают, что при проведении ЕГЭ и ОГЭ в классах будут приняты все необходимые меры предосторожности для недопущения заражением COVID-19. Как будет развиваться ситуация с коронавирусом и сколько продлится карантин в школах скоро увидим, но стоит сказать, что полученный опыт дистанционного обучения, как негативный, так и позитивный будет полезен в будущем

Как будет развиваться ситуация с коронавирусом и сколько продлится карантин в школах скоро увидим, но стоит сказать, что полученный опыт дистанционного обучения, как негативный, так и позитивный будет полезен в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector