Трагедия в смоленске: двое преподавателей вуза умерли от covid-19

Пандемия коронавируса и нынешняя реальность трансформировали сегодняшнего врача?

Во-первых, то, что врачи сегодня совершают героические поступки — это вне всякого сомнения, но вместе с тем — чего я боюсь? Я боюсь, что некоторые люди, бросив своё основное место, допустим, неврологию, где тяжелые инсультные больные, идут в «красную зону» зарабатывать деньги — и мы прекрасно понимаем, что деньги, которые платят за коронавирус, отличаются от обычной заработной платы врача. Но ведь там, откуда они ушли, некому оказывать помощь инсультным больным.

Когда профессионал уходит на работу в зону, где работа по стандартам, где создано уже несколько версий рекомендаций, где четко расписано, какие дозы каких препаратов применяются, это странно. Наверное, специалисты уровня заведующих отделением, уровня высшей квалификации, старших ординаторов, не должны сегодня использоваться в ковидных зонах. На мой взгляд, там всё-таки могут работать и врачи-терапевты, где-то — старшекурсники, ординаторы.

Материалы по теме

«На моих руках действительно погибали люди»: рассказ медсестры из красноярского «ковидника»

Смерть рядом с надеждой

Из нашего вуза большое число ординаторов ушло работать в ковидные зоны, это правильно, потому что там есть технология оказания помощи, ведь они не в реанимацию идут оказывать помощь, они оказывают помощь пациентам в условиях стационара, а это, как правило, люди со средне-тяжелой пневмонией (тяжелая пневмония госпитализируется в палаты интенсивной терапии, поэтому там особая категория врачей работает, врачи-реаниматологи — и т. д).

Чего я больше всего боюсь? Как вернутся назад после ковидной темы врачи в то самое отделение, где они раньше работали? Не будет ли это способствовать еще большему эмоциональному выгоранию, потому что к большим деньгам люди быстро привыкают, и не получится ли так, что человек, получая в дальнейшем среднюю или невысокую заработную плату, не захочет себе каким-то образом этот высокий заработок компенсировать? Этого я очень опасаюсь.

Сотрудники КТ-центра Центральной научно-исследовательской лаборатории КрасГМУ
Фото: КрасГМУ

«Если я уставала от студентов, то шла в палаты к пациентам»

И когда мне после аспирантуры предложили остаться преподавателем на кафедре пропедевтики внутренних болезней, я не задумалась ни на одну минуту, потому что понимала, что это реализация сразу двух моих желаний на будущую жизнь.

Если я уставала от студентов, то шла в палаты к пациентам. Если мне очень много вопросов задавали пациенты, то я говорила: «всё, у меня занятие со студентами», и уходила заниматься со студентами. Вот этот баланс надо уметь выдержать. Оставаться хорошим врачом и быть хорошим педагогом, это значит — не выгореть.

Самое страшное — это выгорание, тебе будет неинтересно всё: к больным идти будет неинтересно, студенты будут неинтересны, потому каждый день — одно и то же. Но так не бывает, одного и того же не бывает, надо всё время иначе преподносить тему, иначе ее разбирать. Поэтому если ты способен на создание чего-то нового, если ты креативен, сохраняешь чувство юмора (а я считаю, что выжить в наше время можно только с чувством юмора) — ты будешь успешным человеком.

Династия в медицине

Материалы по теме

«Даже анатомию изучали без учебников»: как в Красноярске готовили первых врачей

История старейшего факультета КрасГМУ

Семья, династия в медицине — это очень важно. О чем разговаривают родители в доме? О больных

О страданиях людей. Родители-врачи всегда вздыхают, когда тяжелый больной выходит из комы, когда жизнь пациента уже не на волоске, она уже приобрела реальные формы существования. Когда ребенка это за живое задевает, когда ребёнок чувствует, что он только в медицину — и больше никуда, это и есть самое главное.

Когда моя дочь сказала, что пойдет только в медицину, то мы её отговаривали, но она себя видела только врачом

Она стала терапевтом-кардиологом, и она очень любит пациентов, а это — самое важное

Я горжусь, что моя дочь является продолжательницей нашей династии, а вот когда я спрашиваю, кем хотят стать мои внуки, то пока я не увижу у них большого желания стать врачами, я никогда не буду заставлять их, как и моя дочь.

Я категорические против, когда родители тянут за собой дитё, и говорят: «Ты пойдешь в медицину, потому что ты больше ничего не умеешь, потому что мы с папой больше ничего тебе дать не можем». Я вижу массу детей медицинских работников, которые вообще никогда в жизни не хотели бы быть врачами, — и которых родители заставили пойти в медицину, а эти дети за 6 лет так и не полюбили ее.

Самое страшное — равнодушно отправить ребенка туда, где ты сам работаешь, равнодушно — по-другому сказать не могу, потому что если дети к этому не предрасположены, они тем же ответят — равнодушием.

Почему мы верим в завтрашнего врача

Мы не можем не верить. Во-первых, приходят новые визуализирующие технологии в помощь врачу: когда я оканчивала вуз, поставить диагноз порока сердца мы могли только по ЭКГ (электрокардиограмме) и фонокардиограмме, сегодня же ни один врач фонокардиограмму не прочитает, потому что он не знает, что это такое. Фонокардиограмма ушла в историю, но зато сегодня мы имеем возможность сделать КТ сердца, МРТ сердца, позитронную и эмиссионную томографию сердца, биопсию — раньше мы даже не знали таких слов.

Медицина вышла на совершенно новый виток развития. Конечно, если будущие врачи заинтересованы в своей специальности, они будут лучше и умнее нас, без всякого сомнения, потому что они будут владеть такими компетенциями, которыми не владели мы — просто не было таких методик. Поэтому, конечно, будем лечиться и учиться у будущих врачей, другого выхода нет.

Беседовала Анастасия Гнедчик

«Мы знаем, что стране нужны врачи, но мертвыми мы ей не пригодимся»

Еще в октябре в ВУЗе подняли вопрос о переводе студентов-медиков на удаленку, однако ректорат так и не решил этот вопрос даже при резком скачке заболеваемости. Смоленский медицинский университет едва ли не единственный в списке региональных вузов, который с началом второй волны коронавируса не стал по опыту весны вводить дистант, хотя число заболевших в регионе превысило 14,6 тысяч человек.

«Мы находимся на полностью очном посещении, т.к. без прямого приказа наш вуз не может перейти на дистанционное обучение. На лекциях мы сидим в аудиториях, в которых нынешний объем потока поместиться не может, что уже говорить о дистанции; семинары проходят в больницах, находящихся в красной зоне; а уж про занятия физкультурой, проходящие в маленьком зале, и дышащих друг другу в спину однокурсников и говорить смешно», — сообщили студенты изданию.

Фото: Сайт Смоленской медакадемии

Студенты медвуза в своем обращении подчеркнули, что не контактируют с пациентами напрямую, поэтому не видят проблемы перехода на дистанционное обучение, которое, по их мнению, может сохранить места в больницах, а также не рисковать жизнью и здоровью людей.

За последние два дня появилась информация сразу о двух скончавшихся преподавателях СГМУ. Не стало Ольги Алексеевны Лучкиной, которой был всего 41 год. У доцента кафедры патологической физиологии остались дочь и муж. Умер также 68-летний завкафедрой глазных болезней Леонид Алексеевич Деев.

Будущие медики признаются, что сейчас воспринимают свой ВУЗ как рассадник инфекции. При этом студентам в университете не сообщают о заболевших и погибших.

«Болеет огромное количество преподавателей и студентов, некоторые из них находятся в очень тяжелом состоянии и подключены к ИВЛ, результаты выданных бесплатных мазков приходят через несколько недель после их взятия (в том числе и результаты, подтверждающие присутствие коронавируса в организме), однако никакие действительно эффективные меры не предприняты. Мы знаем, что стране нужны врачи, но мёртвыми мы ей не пригодимся», — рассказали студенты Смоленского ВУЗа.

Также учащиеся ВУЗа рассказали, что в стенах университета не соблюдается дистанция, не всегда все правильно носят маски, а также то, что и сами преподаватели не прочь перейти на дистант, однако ждут разрешения свыше.

«Про термометрию — это отдельная история. На парочку лекций нам один прибор пускают по 200 человек. У кого показывает температуру, того просят подождать, „охладиться“, и забивают на это», — сообщили будущие медики.

Фото: rosvuz.dissernet.org

Сообщается, что журналисты издания пытались дозвониться до ректората, чтобы получить комментарий, однако  секретарь проректора по учебной и воспитательной работе Сергея Абросимова в телефонном разговоре рассказала, что он госпитализирован в больницу.

Издание приводит слова ректора университета Романа Козлова, когда еще в октябре он недвусмысленно заявлял о своем отношении к «удаленке».

«Выбирая профессию врача, студенты должны понимать, обучать врача в исключительно дистанционном режиме невозможно. От качества медицинского образования зависит будущее современного здравоохранения», — сказал ректор Смоленского государственного медуниверситета.

Отмечается, что студенты и родители обучающихся пытаются достучаться до ректората ВУЗа с середины осени. Предпринятых защитных мер, как они считали, уже тогда было недостаточно. Тем более в условиях, когда учащиеся старших курсов после подработок в «красных зонах» свободно посещали общие лекции и семинары. Однако пока ситуация никак не изменилась.

Сочетание «живых» и цифровых технологий

— Никаких дополнительных денег студенты не получат?

— На время практики, конечно, нет, но довольно часто студенты старших курсов после практики получают предложение вести в школе какие-то часы и совмещают учебу с работой. 

Законодательство им с некоторых пор это позволяет, что очень здорово. Я сам с третьего курса начал работать.

— Каких компетенций не хватает студентам для того, чтобы преподавать дистанционно? Ведь их никто этому не учил, учителя старшего поколения тоже этим всем не владеют.

— Многие мои коллеги считают, что базовая компетенция — это владение программным обеспечением, но я с ними не согласен. Программы все время обновляются и совершенствуются, дело не в этом. 

А вот содержательно — нужно уметь выделять в учебном материале некоторые системообразующие компоненты. Ну вот, например, по математике, если смысл производной не понят, то все остальное дифференциальное исчисление имеет не больше смысла, чем раскладывание пасьянса или собирание пазла, лишь некоторое манипулирование абстрактными объектами. 

Очень важно уметь находить и добиваться осмысления некоторых ключевых положений в разных образовательных программах. В дистанционном формате эта компетенция становится стократ более важной. . — Есть мнение, что недостаток нашего дистанционного образования состоит в том, что методики, которые существовали в офлайне, просто механически переносятся в цифру, что бессмысленно. 

Есть мнение, что недостаток нашего дистанционного образования состоит в том, что методики, которые существовали в офлайне, просто механически переносятся в цифру, что бессмысленно. 

— Конечно, существует сегодня некоторый интеллектуальный разрыв между обучением лицом к лицу и дистанционной практикой преподавания. Качественное обучение требует непосредственных человеческих отношений, взглядов, эмоций, живой дискуссии. Возможности, как говорят психологи, «ага-эффекта», когда ты что-то открываешь, кричишь «Эврика!». Все это сложно выкладывается в онлайн. 

Но возможны способы, когда вы, например, разбиваетесь на группы, совместно проверяете понимание сначала в малых группах, делаете доклады, спорите. Все это возможно удаленно, и очень помогает продвинутся. Хотя в режиме очной дискуссии все равно работает лучше.

В тоже время освоение некоторых рутинных навыков — тренинги на запоминание, на решение некоторого класса навыковых задач, на конструирование разных объектов порой вполне успешно осваиваются и в электронных средах. Будущее за сочетанием «живых» и дистанционных технологий.

«Брезгливость должна остаться дома»

Если ты идёшь в медицину, не любя больного, брезгуя, то тебе в ней делать совершенно нечего, потому что в медицине и грязь, и все испражнения, которые может выделять человек — и это всё медицина. Это не значит, что мы не брезгливые люди, но надо понимать, что когда ты пришёл в специальность — брезгливость должна остаться дома. Как ваш личный опыт помогает университету готовить специалистов, которыми гордится край?

Если меня спрашивают, кем бы я хотела быть, начнись другая жизнь — я бы сказала, что лучше нашей специальности на земле нет. У меня было две мечты в школе — это стать учителем и стать врачом. В этом выборе помогла мне моя тетя, заведующая и организатор лаборатории лечкомиссии, учившаяся в мединституте в тяжелые военные годы: «Самое лучшее, чтобы соединить две твои специальности, — это стать преподавателем в медицинском институте, и тогда ты реализуешь себя и как врач, и как педагог. Всё зависит от тебя».

Более 80 % врачей в Красноярском крае имеют диплом лечебного факультета КрасГМУ
Фото: КрасГМУ

Были ли студенты готовы к борьбе с коронавирусом?

Некоторые говорят о том, что они не представляли, насколько тяжело будет работать, рассказывают обо всех сложностях. Конечно, в «красную зону» должны идти здоровые люди, которым не опасно самим заболеть, чтобы не случилось никаких осложнений в состоянии собственного здоровья.

Конечно, никто не говорит, что там легко. За легко — деньги не платят. Более высокая оплата труда должна быть обязательной, это правильно. Но были и те, кто практически в течение первых суток откликнулся на возможность очной учёбы, а некоторые продолжали писать письма в адрес Министерства Здравоохранения Красноярского края о том, что они боятся заразиться, бояться погибнуть от ковида, что их надо перевести на дистанционное обучение. Возникло ощущение, что они не собираются работать врачами. А ведь завтра, когда они ими станут, их уже никто не будет спрашивать, хотят они или не хотят, уже диплом обязывает их пойти и работать.

Какова роль преемственности поколений в профессии врача на сегодняшний день?

В любой семье детям должен быть доступен выбор профессии. Кто из родителей в ребёнка закладывает больше зёрен, кто дома больше рассказывает про свою специальность, делится чем-то, что его зацепило, вот туда ребёнок и пойдет

Важно понимать, к чему ты предрасположен

В хирургию, например, идут люди с огромным профессионализмом мануальных навыков, и совсем другое дело — в терапии. Мой муж говорит, что терапия — это галактика, хотя он хирург, почему? Он рассуждает: «Мы зашли, отрезали лишнее — всё, нет забот на шее, а вы, терапевты, приходите и высказываете умные мысли, стоя над кроватью больного, ничего не разрезая, несмотря внутрь». Познания истинного терапевта — это познания галактики, это настолько высокий уровень интеллекта, когда человек собирает в себе целые поля знаний.

«У нас есть недовольные студенты»

— Может ли студент помогать и на удаленке?

— Теоретически такая форма возможна, хотя мы пока ее не планировали. У нас по плану пока живая практика, которая на сегодняшний день получается комбинированной, смешанной — и «живые», и дистанционные форматы. 

— Были студенты, которые остались недовольны тем, что их «бросают на амбразуру»? Например, некоторые студенты-медики, которых отправляли в ковидные зоны, отказывались.

— Конечно, у нас есть недовольные студенты, и вчера я интенсивно отвечал на поступающие вопросы. Мы на время практики решили организовать такие вот вечерние веб-конференции со студентами. 

— В чем состоит основное беспокойство студентов?

— В том, что им дадут в школах очень много часов и у них не останется времени на другие занятия и на осмысление того, что с ними сейчас происходит. Ранее предполагалось, что по итогам практики они создают аналитические тексты, которые в том числе становятся частью их дипломных работ.

— То есть это организационно-учебное беспокойство, со здоровьем оно не связано?

— Со здоровьем тоже связано, особенно у тех, в чьих семьях есть пожилые люди. 

Но мы обсуждали, что в любом случае — выходят они в школу или нет — им придется принимать все меры предосторожности. Особой разницы нет, ездят ли они в общественном транспорте на занятия в университет или ходят в школу

Кто-то может даже выиграть, если школа будет находиться недалеко от дома.

— Если студент отказался выходить в школу, что ему за это будет?

— Мы тогда не сможем зачесть это как пройденную практику. Практика — это часть академической программы. Если человек ее не освоил, мы можем его отчислить. Но есть возможность уйти в академический отпуск, и такие случаи у нас есть.

Еще раз: это не какая-то из ряда вон выходящая работа, которая требует радикального пересмотра учебных программ. Мы несколько меняем саму программу практики, потому что появляется режим смешанного обучения, но, по сути, все идет, как запланировано.

Как вырастить хорошего врача

Доктор должен сделать себя сам — в процессе жизни, но должен быть хороший наставник. И если студент найдет себе в вузе такого наставника, а потом в начале практической деятельности у него появится такой наставник в поликлинике или в станционере, то он, конечно, состоится значительно быстрее. Дорогу осилит идущий.

Сейчас выпускник вуза просто получает аккредитацию и выходит в практическое здравоохранение, и, если не дать ему возможности с кем-то проконсультироваться, кому-то позвонить и обсудить пациента, доктор начинает вращаться в своем собственном соку. Недаром существует понятие консилиума, в стационарах достаточно часто тяжелого больного обсуждают ведущие специалисты, но в поликлинике такой возможности нет, потому что поликлиника — это вал пациентов, которые следуют один за одним, и старшего товарища вытащить из кабинета на консультацию не всегда возможно.

К счастью, ряд моих учеников до сих пор советуются со мной, подходят, спрашивают, как бы я повела себя в том или ином случае, что бы я назначила, и это, наверное, очень и очень важно. Студент должен выбирать наставника сердцем — придя в медицину, надо понимать, что ты должен отдать всего себя — и при этом не выгореть, потому что проблема эмоционального выгорания в педагогике и медицине стоит наиболее остро, нигде люди так не выгорают, как в этих двух специальностях

Студент должен выбирать наставника сердцем — придя в медицину, надо понимать, что ты должен отдать всего себя — и при этом не выгореть, потому что проблема эмоционального выгорания в педагогике и медицине стоит наиболее остро, нигде люди так не выгорают, как в этих двух специальностях.

Очень важно сердцем чувствовать, несколько ты предрасположен к тому или иному педагогу, врачу, с кем тебе комфортнее посоветоваться, кто не будет насмехаться над тем, что у тебя не хватает знаний, который не начнёт тебя высмеивать; когда человек почувствует уверенность, что он пришел к тому, к кому надо было прийти, он поймёт, что это — его наставник. Это часто определяется в работе в студенческом научном обществе, когда студент и педагог начинают проводить какое-то научное исследование

Тогда формируется эмпатия друг к другу, и ученик чувствует, что именно этот преподаватель поможет ему в дальнейшем стать хорошим специалистом. Такие пылкие умом, тянущиеся к науке студенты достигают в жизни значительно большего по сравнению с теми, кто наукой в вузе не занимается, кто занимается только учебой. Важно чувствовать, что медицина — это твое, важно относиться к категории людей «хочу всё знать», то есть «хочу найти ответ на вопрос, чем же болен данный пациент», — это самое главное

Это часто определяется в работе в студенческом научном обществе, когда студент и педагог начинают проводить какое-то научное исследование. Тогда формируется эмпатия друг к другу, и ученик чувствует, что именно этот преподаватель поможет ему в дальнейшем стать хорошим специалистом. Такие пылкие умом, тянущиеся к науке студенты достигают в жизни значительно большего по сравнению с теми, кто наукой в вузе не занимается, кто занимается только учебой

Важно чувствовать, что медицина — это твое, важно относиться к категории людей «хочу всё знать», то есть «хочу найти ответ на вопрос, чем же болен данный пациент», — это самое главное

Современная кафедра анатомии и гистологии человека КрасГМУ оснащена всем необходимым для подготовки специалистов
Фото: КрасГМУ

«Я не помню такой сплоченности внутри вуза никогда»

Я работаю в вузе после окончания аспирантуры, с 1987 года, это 37 лет, и я не помню такой сплоченности внутри вуза никогда. Мне кажется, как мы быстро сейчас принимаем решения (в том числе решения об открытия МСКТ-центра, лабораторий, возможности создания резерв-лабораторий), так быстро мы не принимали ни одно решение. Но это обусловлено тем, что обновленный проректорский корпус достаточно легко переносит мозговой штурм, который мы проводим практически ежедневно.

У нас 3 раза в неделю проходят «ковидные» планерки, созданы штабы по оказанию помощи практическому здравоохранению, а также проводятся планерки в ежедневном режиме, 5 дней в неделю, когда мы обсуждаем проблемы медицинского университета. И задача таким образом решается иногда за 5-7 минут, потому что каждый проректор выносит проблемы на штаб или на планёрку, и мы принимаем вместе коллегиальное решение.

Материалы по теме

«Мы изменили формат работы, но сохранили качество образования»: как в период пандемии организована учеба в КрасГМУ

«Дистант», волонтерство и обучение иностранных студентов

Мы понимаем, что если мы не возьмем на себя решение этой проблемы, то за нас ее никто не решит. Мы идем в ногу с решениями губернатора Красноярского края и Министерства здравоохранения Красноярского края. И готовы к любым решениям Минздрава РФ. Я вижу абсолютно работоспособное руководство вуза, которое позволяет решить все поставленные задачи на сегодняшний день. Как чувствуют себя студенты, интегрированные в настоящее поле боя с коронавирусом? По-разному. Мы общаемся с ними, они у нас на дистанте, но мы продолжаем занятия, на каждой кафедре выделено по одному или несколько преподавателей для работы с такими студентами.

Очень сильно отличаются студенты, которые хорошо учатся, даже находясь в «красной зоне», они пытаются в течение суток ответить на вопросы педагога, просмотреть лекцию, поучаствовать в практическом занятии. Но есть студенты, которые ушли в «красную зону», имея большое количество долгов по успеваемости, и они решили, что зона всё спишет, что они выйдут оттуда как герои сегодняшнего дня — и им не надо будет отрабатывать, но ведь они отработки эти получили за то время, когда ковида еще не было. Если у тебя огромные проблемы с учебой — можешь ли ты полноценно оказать помощь больному, которую должен оказывать? Хватит ли твоих знаний, чтобы оказать эту помощь?

«Мы проглатывали книги библиотеками — сегодня единицы студентов читают взапой»

Теперь студенты не заморачиваются, свою память они используют на очень небольшой процент, у них совершенно другое мышление, они не готовы сегодня читать много. Мы проглатывали книги библиотеками — сегодня единицы студентов читают взапой. Им нужно показывать картинками, рисунками, абстракциями, они воспринимают информацию, если она преподносится блоками, предложениями.

Хорошо это или плохо? Это век компьютерных технологий. Моя задача не в том, чтобы изменить приходящих врачей, моя задача, во-первых, заставить их думать, во-вторых — полюбить профессию так, как люблю ее я — и заинтересовать. Я не пытаюсь перевернуть мир вверх ногами, не пытаюсь заставить речку течь в обратном направлении, но если студенты ходят ко мне на занятия, и у меня группа как пришла в полном составе, так и ушла в полном составе, значит, я достигла своей цели.

Многие студенты говорят: «Если бы была возможность ещё раз послушать ваши лекции, мы бы это сделали обязательно, потому что, придя в практическое здравоохранение, мы поняли, какую практическую ценность они несут». Вот это самое главное, когда люди откликаются — мне передают приветы со всего Красноярского края, они меня помнят. Значит всё-таки я для них прошла не белым пятном в этом университете, я что-то смогла вложить в их душу.

Студенты КрасГМУ
Фото: КрасГМУ

Лакмусовая бумажка для всех

«Студенты Ханты-Мансийской государственной медицинской академии одни из первых откликнулись на призыв к акции взаимопомощи #МыВместе. К ним присоединились студенты СурГУ и волонтеры-медики Нижневартовского медицинского колледжа, – рассказала врио регионального координатора акции Евгения Черенкова. – Более чем 2 месяца, с первого дня, ребята противостояли пандемии, и каждый внес свой важный достойный вклад».

Волонтеры-медики ездят к нуждающимся и доставляли продукты и лекарства, выносят мусор, работают операторами в региональном координационном центре, кто-то трудится в «красной зоне» как Фарход Сиддиков.

«Пандемия и вся эта ситуация хорошо показала эффективность нашей работы со студентами, – говорит начальник отдела по воспитательной работе медакадемии Наталья Любякина. – У нас и до этого была налажена система обучения волонтеров-медиков, поэтому было легко. Пандемия стала лакмусовой бумажкой. Меня порадовали ребята, они недаром выбрали профессию врача. Сразу после объявления самоизоляции меня завалили сообщениями, что студенты готовы работать».

Быть готовым всегда

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии академии Владимир Корчин считает, что после пандемии отношение к врачам должно измениться, их труд наконец-то оценят по достоинству.

«Медицинские работники – обычные люди, но они подвергаются опасности, и шансов заболеть гораздо больше

Эта ситуация позволила обратить внимание министерств здравоохранения многих стран, что надо всегда быть готовыми к подобным вещам, создавать койко-места, обучать персонал, стала поводом пересмотреть систему подготовки врачей в вузах, специалистов-бактериологов, эпидемиологов, инфекционистов и создать оптимальные условия для их труда», – уверен Владимир Корчин

Кстати, накануне стало известно, что власти ХМАО будут страховать всех добровольцев в борьбе с вирусом от заболеваний и гибели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector