Ограничения, связанные с коронавирусом, негативно сказываются на обучении школьников, считают эксперты

Содержание:

Как начали обучение школьники Германии?

Во многих странах школьный учебный год начинается не 1 сентября, как в Казахстане и других постсоветских странах, а раньше. Одной из крупнейших стран, где учёба в школах уже началась, стала Германия. Немецкие школьники в федеральной земле Мекленбург – Передняя Померания пошли в школу уже 3 августа. Занятия начались в Берлине, Гамбурге и других немецких городах.

Самые строгие правила действуют в густонаселённом регионе страны Северный Рейн – Вестфалия, где 2,5 млн школьников ходят в школу с 12 августа. Несмотря на то что каждая школа в регионах сама разрабатывала правила, обязательные пункты в них не отличаются:

  • ношение масок;
  • соблюдение дистанции в 1,5 метра;
  • регулярное мытьё рук;
  • проветривание помещений.

Школьники в федеральной земле Шлезвиг – Гольштейн / Фото dw.com

При этом в марте, когда в Германии вводили карантин, большинство школ перевели детей на удалённое обучение. Узнав, что с апреля дети снова пойдут в школу, некоторые родители испытали страх, пишет The New York Times. Они боялись, что дети заразятся в школе коронавирусом и принесут инфекцию домой.

«Хьюго, который учился во втором классе, очень беспокоился о возвращении в школу, боялся, что он заразит нас. Мы справились с опасениями и сказали ему, что ни школа, ни мы не угрожаем его безопасности», – рассказала мать двух школьников Луиза Вайс.

Через некоторое время родители заметили, как у Хьюго улучшилось настроение.

«Всего через пару дней мы увидели, как возвращение в школу физически очень помогло Хьюго

Очевидно, что для его психики было важно проводить время с учителем и находиться рядом с одноклассниками», – добавила Луиза Вайс

Организация отдыха.

Возобновление работы санаторно-курортных учреждений возможно, если они будут соблюдать следующие условия (Письмо Роспотребнадзора от 20.05.2020 № 02/9876-2020-23):

  • принимать отдыхающих только при наличии справки об отрицательном тесте на коронавирусную инфекцию, сделанном не позднее чем за 2 дня до заезда, и отсутствии контактов с заболевшими в течение 14 дней;

  • заселять в номер по одному (кроме случаев, когда отдыхающие – это члены одной семьи или сопровождающие);

  • не допускать к работе сотрудников без справок об отсутствии коронавируса, выданных не ранее чем за 7 дней до выхода на работу, и обеспечить тестирование персонала не реже раза в неделю;

  • организовать питание в номерах либо расставить столы в ресторанах и столовых на расстоянии 2 м, при этом рассаживать по одному человеку за стол (кроме отдыхающих, проживающих в одном номере);

  • оказывать медицинские услуги только по предварительной записи, исключить групповое посещение процедур;

  • обеспечить покупку масок и перчаток на территории учреждения;

  • при наличии пляжа расставить оборудование с соблюдением правил социального дистанцирования, по возможности нанести разметку.

* * *

Рекомендации и разъяснения федеральных органов по возобновлению работы пока появились только для некоторых отраслей, хотя конкретный регион своим решением может снять карантинный режим в отношении учреждений других сфер (скажем, разрешить поликлиникам и стоматологиям принимать пациентов в обычном режиме). В то же время есть и примеры продления действия ограничений. Так, Москва и Московская область уже приостановили организацию детского отдыха до 31 июля 2020 года (пресс-релиз мэра Москвы от 28.04.2020, Постановление губернатора Московской области от 28.04.2020 № 214-ПГ).

Кое-где разработаны меры по восстановлению штатного режима работы учреждений культуры, ориентированных на проведение массовых мероприятий (а возобновить такие мероприятия планируется в последнюю очередь). В этих документах, как и во многих других, не указаны точные сроки возврата к привычной жизни, но есть алгоритм выхода из карантина. В частности, возобновить работу театров и концертных организаций сначала можно будет в ограниченном, а потом в полноценном режиме, установив стоимость билетов на 25% ниже, чем до введения ограничительных мер, и включив в афишу аншлаговые спектакли.

 МР 3.1.0178-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020.

 Например, Роспотребнадзор разместил на своем официальном сайте (раздел «О новой коронавирусной инфекции / Рекомендации для бизнеса») большое число рекомендаций, адресованных организациям разных отраслей.

 МР 3.1/2.1.0183-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах)», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.05.2020.

 МР 3.1/2.1.0184-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.05.2020.

 См., например, Приказ министерства культуры Свердловской области от 29.04.2020 № 228, Распоряжение департамента культуры Владимирской области от 08.05.2020 № 83.

Есть ли риск возвращения школьников на «дистанционку»?

На случай ухудшения ситуации с эпидемией в школах должны предусмотреть возможность дистанционного обучения, говорится в рекомендациях.

И хотя Минпросвещения разрешило начать учебный год в очном режиме, окончательное решение будут принимать региональные руководители в зависимости от ситуации, пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. По его мнению, в Москве и большинстве других регионов школы смогут уверенно работать в классическом режиме, когда дети приходят учиться в класс, а не сидят дома у мониторов. Но, всё же нет полной уверенности, что не последует вторая волна пандемии, и не придётся возвращаться на дистанционное образование на какое-то время, пока не будет проведена вакцинация, добавил он. «Что касается тех регионов, где по признанию Роспотребнадзора ситуация всё ещё крайне неблагополучная, думаю, решения будут приниматься прямо накануне 1 сентября», — отметил депутат.

ВПР, ЕГЭ и ОГЭ

Всероссийские проверочные работы отменять не будут, но их сроки перенесут и, скорее всего, проведут уже после окончания учебного года. Многие родители недовольны таким решением

но на самом деле ВПР могут быть полезны: важно понять, насколько успешным был опыт дистанционного обучения и насколько далеко придется (или не придется) возвращаться к пройденному материалу в начале следующего учебного года

Сроки начала основного периода ЕГЭ и ОГЭ перенесены на 8 и 9 июня соответственно.

Однако министерство не исключает, что в случае неблагополучного развития эпидемиологической ситуации экзамены будут перенесены вновь. Досрочная сдача ЕГЭ (в основном экзамен в эти сроки сдают выпускники прошлых лет) отменена. Те, кто планировал сдать экзамен в мае, смогут сделать это в резервные дни основного периода сдачи ЕГЭ.

Перечневые олимпиады, которые не успели завершиться до введения карантинных мер, отменены. В их числе, например, такие крупные, как «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов», которые проводит МГУ. Однако Всероссийская олимпиада школьников будет проведена. Сроки соревнований перенесены – теперь финалы пройдут не до 30 апреля, а до 30 июня. Скорее всего, их проведут в дистанционном режиме, используя технологии ЕГЭ.

Дистанционка по желанию

В таких сложных условиях в некоторых регионах, предполагая наличие проблем с эпидемиологической безопасностью, разрешили родителям учеников самим выбирать вариант обучения. Если они считают, что пребывание в школе может быть опасно с точки зрения возможного заражения, то они могут оставить своего ребенка дома и воспользоваться дистанционным обучением.

Именно так поступили московские власти, разрешив переходить на дистанционное образование с 1 сентября 2020 года с простым письменным уведомлением об этом школы.

Директор московской «Школы в Капотне» Валерий Тихонов объяснил, как перевести ребенка на онлайн-обучение.

«Перейти на дистанционное обучение действительно очень просто: родителям ученика достаточно написать заявление на имя директора, и школа организует такой формат образования», — отметил Тихонов.
Он пояснил, что организации специального расписания для этого не нужно. Ученик дистанционно будет подключаться к занятиям, которые проводятся в его классе в оффлайн-режиме. У преподавателя в рабочем кабинете на столе будут стоять два ноутбука. Камеру одного из них направят на учителя, объясняющего урок. Камеру второго — на класс. Школьник будет подключаться к урокам в соответствии с расписанием своего класса.

К настоящему времени этот опыт взят на вооружение практически во всех регионах России. Об этом рассказал 6 августа 2020 года первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко:

«Во многих регионах, в том числе в Москве, родителям предоставляется право по их решению, даже если школа работает в штатном режиме, если они считают, что в этот период времени целесообразнее для здоровья ребенка в дистанционном формате проходить обучение, то можно написать заявление, ребенок будет проходить обучение в дистанционном формате», — сказал он в эфире радио «Комсомольская правда».

Глушко добавил, что некоторые школы в регионах России, в том числе в Забайкалье и Свердловской области, уже перешли на полностью дистанционный формат обучения. «Есть случаи, когда и отдельные классы переходят на дистанционное обучение», — добавил он.

Первый замминистра просвещения отметил, что в ряде случаев переход на дистанционный режим происходит из-за выявления случаев коронавируса в школах.

«Ситуация разная. Мы мониторим в ежедневном формате, в том числе, какое количество детей, классов, школ уходит на дистанционное обучение в связи с тем, что в том или ином учреждении выявлены случаи распространения инфекции. Такие случаи действительно есть «, — сказал он.

Что войдёт в бесплатные завтраки для младшеклассников

С 1 сентября вступает в силу закон, по которому ученики младших классов в государственных и муниципальных школах будут получать горячее питание. Если ребёнок учится в первую смену, ему приготовят завтрак, если во вторую — обед, это установлено СанПиНом, который утвердили к этому закону. Там же можно прочесть, какие блюда могут предложить ребёнку. В завтрак должны входить хлеб, напиток и горячее блюдо, например, отварная кукуруза и омлет или мясные биточки с макаронами.

Еду для учеников с 1 по 4 класс будут оплачивать за счёт бюджетов разного уровня. Субсидии на питание детей уже выделили всем регионам, сообщили в Минпросвещения 20 августа.

Но начать бесплатно кормить детей горячим смогут только в тех школах, в которых есть нужная инфраструктура, в первую очередь, пищеблок. В 58 регионах страны готовы обеспечить питание младшеклассников все школы, а в остальных регионах — 75 процентов школ, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании у президента. Оснастить всем необходимым для горячего питания детей оставшиеся школы должны до 1 сентября 2023 года.

Сократят ли летние каникулы в России: мнение экспертов

Дмитрий Глушко пояснил, что в какой-то степени незначительное сокращение каникул в 2020 году все же будет. Пока речь идет о старшеклассниках. Выпускные экзамены перенесли на 8 июня, хотя раньше ЕГЭ сдавали в мае. Скорее всего, вступительные экзамены тоже сдвинут ближе к осени, чтобы у детей была возможность подготовиться.

Об учащихся начальной школы и среднего звена пока речи не идет. В планах выставить итоговые оценки за год в большинстве школ уже после 30 апреля, а потом продолжить дистанционное обучение примерно до середины мая. В этом случае учебный год закончится всего на 2 недели раньше, что не так критично. Необходимости в учебе в июне или в августе не будет. Глушко пояснил, что в настоящее время у специалистов нет задачи растянуть обучение. Они будут думать над тем, как возместить все пробелы за счет изменения программ. Он сказал: “Не надо делать имитацию и симулировать бурную деятельность. Лучше перенести часть материала на то время, когда мы сможем качественно его дать ученикам. Не все предметы можно выучить дистанционно. Это касается, например, некоторых занятий по музыке, которые невозможны без инструмента дома, или командных видов спорта”.

Обучение в вузах и колледжах

Учеба в учреждениях высшего и среднего профессионального образования продолжится в дистанционном режиме. В зависимости от специфики образовательного учреждения, оно само будет выбирать платформу для обучения и формат сдачи экзаменов и зачетов.

Министр образования и науки Валерий Фальков считает слабым местом дистанционной защиты возможные подлоги, так что в этом и ряде других случаев министерство намерено использовать систему распознавания лиц. О внедрении технологии уже сейчас идут переговоры с одной из крупных российских компаний.

Минпросвещения России рекомендовало колледжам и техникумам организовать защиту выпускных и дипломных работ студентов дистанционно.

‒ Речь идет о производственной практике, государственной итоговой аттестации, защите выпускных и дипломных работ, проведении демонстрационного экзамена, — говорится в сообщении министерства.

Если дистанционный формат работы обеспечить невозможно, то сроки проведения итоговой аттестации могут быть установлены по завершении сложной эпидемиологической ситуации.

Дорогие мамы и папы школьников и студентов, мы понимаем, в какой непростой ситуации оказались все мы, наши дети и педагоги. Пожалуйста, держитесь, не нервничайте, помните, что главное – здоровье!

6.04.2020
Подготовила Алена Новикова
  
  Школа, ЕГЭ, детский сад, Образование после школы

Что делать с ДО после окончания пандемии

Доля людей, считающих, что дистанционную форму обучения в школах после окончания эпидемии необходимо оставить в качестве основной, невелика: даже среди самых технически продвинутых участников образовательного процесса она не превышает нескольких процентов. Примерно поровну разделились голоса тех, кто полагает, что «дистанционку» следует использовать только в экстренных случаях, и сторонников смешанных форм обучения – традиционных и онлайн.

Если говорить не о будущем, а о настоящем, то опросы показывают скептическое отношение респондентов к ДО: более 90% учителей уверены, что онлайн-обучение не способно заменить традиционные уроки; почти 40% родителей считают «дистанционку» каникулами; две трети детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму. Кроме того, почти 80% педагогов отметили, что работы с переходом на дистанционное образование стало больше.

Говорить о каких-то однозначных тенденциях и делать общие выводы, конечно, еще рано, но кажется вероятным, что в будущем онлайн-форматы, как и сейчас, будут активно использоваться, особенно в тех случаях, когда их применение дает преимущество. Выполнить онлайн несколько тестов и получить мгновенную обратную связь, чтобы понять, какие темы нужно подтянуть? Прекрасно. Заниматься дистанционно с опытным педагогом из другого города, поскольку в твоем населенном пункте нет профильных классов по нужному предмету? Отличный выход. Но зачем использовать платформу, в которую просто закачаны отсканированные страницы обычных школьных учебников? Низкое качество электронных материалов – один из сдерживающих факторов перехода к онлайн-формату.

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Что думают о дистанционном обучении родители школьников?

Учебный год в школах Канады начнётся в сентябре в очном формате. Меры безопасности, которые придётся соблюдать детям, не пугают родителей. Они недовольны карантином в марте, который неожиданно прервал конец учебного года.

Два её сына учатся в государственной школе. Младший ходит в подготовительную школу, а старший закончил пятый класс.

«В государственных школах обучения в нормальном виде не было. Из знакомых никто не был бы им доволен. Да и детей жалко. Для многих школа – это единственное место уйти от родителей с их проблемами. Но канадцы очень скромные и сильно не возмущаются. Оправдывают учителей тем, что они не знали и не умели вести уроки онлайн», – добавила Евгения Кузнецова.

Правительство Канады разработало запасной план по возврату детей на дистанционное обучение, если эпидемиологическая ситуация в стране ухудшится.

В школу в сентябре пойдут и чешские школьники. Впечатления родителей от весеннего обучения онлайн также негативные.

«Обучение стало хуже. Сам сын ничего не понимал, всё приходилось разъяснять. Проблемой было и то, что мы иностранцы, мне самой приходилось разбираться в чешском языке», – рассказала Informburo.kz жительница Праги Ксения Воронина.

Её сын закончил третий класс. Во время карантина они с мужем тоже работали дома. Онлайн дети занимались только с учителем по английскому языку, по остальным предметам домашние задания присылали по электронной почте.

В качестве эпилога

Математическая модель развития заболевания созданная с помощью самых мощных компьютеров спрогнозировала возможное заражение 53 000 000 человек!

В настоящее время ученые всего мира совместными усилиями пытаются определить причины возникновения и механизмы передачи инфекции. От этого напрямую зависит как быстро смогут найти действенные методы лечения и предотвращения заболевания. На это тратятся огромные средства. Только Китай выделил десятки миллиардов долларов на изучение и поиск лекарства от этой болезни. США, Япония, Канада, Великобритании, Франция, Германия, другие страны, где есть хорошие вирусологические институты переведены в чрезвычайный режим работы.

Надеемся, что коллективный разум человечества сможет в кратчайшие сроки справиться и с этой неожиданной болезнью!

Цифровое неравенство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, рассматривая будущее цифрового и онлайн-обучения в школах, пристальное внимание уделяют вопросам образовательного неравенства. И все чаще в выступлениях экспертов встречается термин «цифровое неравенство»

Еще недавно казалось, что цифровизация школьного образования – это прямой путь к обеспечению равенства возможностей для всех школьников, независимо от мест их проживания и учебы, но сейчас эксперты оценивают ситуацию уже не столь оптимистично. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Инобра ВШЭ, так характеризует реалии: 

Отсутствие в некоторых семьях компьютеров и планшетов, а также доступа в интернет усугубляет цифровое неравенство. Один компьютер на семью с двумя-тремя детьми школьного возраста тоже, по понятным причинам, не решит проблему. Если семья не в состоянии купить необходимое для онлайн-обучения оборудование, то государство, гарантирующее доступность образования, должно предоставить все необходимое.

В период пандемии значительная часть детей останется без поддержки, и для них это будет потерянное время. Таким образом, заключает эксперт, если государство не осознает масштаб проблемы, не даст поручения и не выделит требуемые бюджеты, образовательное неравенство в стране продолжит расти. Вот такой неутешительный прогноз, подтверждающий наши наблюдения: портал ActivityEdu писал и о причинах появления неравенства, и о недостаточности выделяемых бюджетных средств на образование, и о стремлении талантливой, деятельной, жаждущей самореализации молодежи в крупные города и столицы.

Такой показатель, как количество квадратных метров на одного человека, не имеет отношения к цифровизации, но мы же прекрасно понимаем, что невозможность организации полноценного рабочего места для ребенка дома будет приводить к усилению негативных тенденций. По обеспеченности жилплощадью Россия заметно уступает странам Европы и Северной Америки, и это следует учитывать, давая прогнозы о развитии дистанционного обучения.

Можно добавить, что нехватка жилплощади и постоянное нахождение в квартире большого числа людей может спровоцировать рост внутрисемейных конфликтов и домашнего насилия, причем как физического, так и психологического. Безусловно, этот вопрос детально не изучен, но для получения реалистичных оценок массового перехода на онлайн-форматы обучения нельзя игнорировать и эти факторы.

Государственная итоговая аттестация и ВПР

Педагогическое сообщество, эксперты, дети и родители не могут ответить на вопрос, почему в сложной ситуации, обусловленной пандемией, Минпросвещения и Рособрнадзор столь упорно продолжают держаться за всероссийские проверочные работы (ВПР). Пусть даже они пройдут в дистанционной форме, а результаты работ будут необъективными – ВПР, по мнению врио главы Рособрнадзора Анзора Музаева, должны состояться в любом случае. Необъяснимая, на мой взгляд, позиция.

А вот позиция Минпросвещения и Рособрнадзора относительно проведения ЕГЭ выглядит ясной и обоснованной: государственная итоговая аттестация должна состояться. Дата старта ЕГЭ назначена – 8 июня, перенести этот срок могут, но только в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Проект расписания ЕГЭ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В некоторых СМИ появились революционные предложения по отмене ЕГЭ и зачислению в вузы всех желающих без каких бы то ни было ограничений. Дословно: 

Адамский А. Выпускные экзамены в 2020 году придется отменить // Вести образования, 2 апреля 2020 г.

К большому сожалению, эти непродуманные предложения способны лишь посеять хаос и панику среди выпускников и их родителей, потому что порождают многочисленные вопросы, на которые инициаторы отмены ЕГЭ не собираются давать ответы. Сейчас существует выстроенная система приема в вузы. Ее можно критиковать, совершенствовать, но это система. А теперь попробуйте ответить всего на несколько вопросов, приняв предложения «революционеров».

Вуз обязан на любой факультет и на любую специальность/направление взять каждого, кто подал заявление, или все-таки имеет право отбирать по школьным оценкам? Если вуз должен принять всех по заявлению, то значит ли это, что вместо 20 человек по плану бюджетного набора можно брать 500 или 800 подавших заявления и всех их учить в первом семестре? Кто, как и где будет их учить, а потом принимать экзамены во время сессии? Если же вуз будет отбирать по школьным оценкам, то что будет цениться выше – пятерка по физике в непрофильном классе слабой школы или четверка в физматклассе одной из сильнейших школ страны, пятерка по немецкому при двух часах в неделю или четверка у выпускника лингвистического лицея, обладателя международного сертификата С1?

К счастью, дети, которые давно и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, и их родители отнеслись к предложениям «все взять и отменить» как к фейкам и информационным вбросам. Ректоры вузов пока никак не отреагировали – не видят в этом смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector